Последний российский солдат покидает Польшу
в тот самый день, когда 54 года назад Сталин вторгся в эту страну
17 сентября 1993 года последний российский солдат покидает Польшу.
День выбран не случайно. 17 сентября 1939 года в точном соответствии с пактом Молотова—Риббентропа советские войска вторглись на территорию Польши. Западная Белоруссия и Западная Украина были «спасены в результате освободительного похода советской армии».
Поляки не забыли и никогда не смогут забыть того мрачного дня. Известный ученый-русист, профессор Анджей Дравич говорит:
— Что такое 17 сентября? Я думаю, следует уже без эмоций. без шума хорошенько объяснить, что это было. Разумеется, речь идет о преступлении, об очередном разделе Польши в результате сговора двух более сильных держав. С другой стороны, многие ли сегодня в России хотя бы слышали об этой дате? Я пожелал бы русским лучше знать историю. Многие ведь считают, что вторая мировая война вообще началась в 1941 году.
— Но можно ли изменить менталитет тех людей в Польше, которые, не задумываясь, переносят антисоветские настроения на современную Россию?
— Безусловно. Многие из них ныне просто в плену своего неведения. Вторжение советских войск 54 года назад не имеет никакого отношения к перспективам польско-российских отношений.
— Как вы относитесь к тому, что последний российский солдат уходит из Польши именно 17 сентября?
— День выбран правильно. Это реально дополняет элегантный числовой символ в годах — 39—93. Хорошо было бы, конечно, с самого начала не переоценивать значения того, что русские солдаты присутствовали здесь. Это не играло столь важной роли в жизни поляков. Тем не менее я понимаю людей, которые у нас считали, что их следует вывести как можно скорее. Российская сторона пошла на уступки, сделала жест — это полезно.
Планировалось, что на торжества, посвященные окончанию пребывания российских военных на территории Польши прибудет министр обороны России Павел Грачев. Однако этого не произошло: из-за болезни почек врачи не рекомендовали ему в данный момент предпринимать длительные путешествия. Некоторые польские обозреватели комментируют это событие, как «дипломатическую болезнь».