August 23, 2023

Остерегайтесь телевизоров «Фотон»

Они горят. А компенсация составит 271 рубль 75 копеек


Андрей АДЕРЕХИН, «Известия»


— Я смотрела фильм, когда почувствовала запах горящей пластмассы. — рассказывает Любовь Афанасьевна Науменко. — Выключила телевизор из розетки., но он уже вовсю полыхал. Не смогли помочь потушить пожар и соседи.

Последствия оказались удручающими: кроме телевизора, сгорело много других вещей. Закопченные, как в кузнице, стены, обгоревшие двери, выбитые рамы и стекла, поднявшийся паркет…

Сразу после случившегося Науменко обратилась в техцентр, с которым был заключен договор на абонементное обслуживание телевизора. Представители центра и симферопольского завода, изготовившего злополучный «Фотон-714», составили акт. подтвердивший, что пожар случился из-за короткого замыкания в телевизоре, которое произошло не по вине пользователя., а из-за конструктивных недоработок изготовителя. Бюро товарных экспертиз оценило нанесенный ущерб. В ценах 1991 года, а пожар случился еще в феврале 91-го. этот ущерб составил 64.328 рублей 40 копеек.

Акт о причинах пожара и заключение бюро товарных экспертиз были отправлены в Симферополь. После долгого ожидания, оживленной переписки к концу года от симферопольского завода наконец пришел денежный перевод. На 271 рубль 75 копеек.

Науменко обратилась в краевую ассоциацию по защите прав потребителей. Там посоветовали подать в суд. К тому времени вступивший в силу Закон РФ «О защите прав потребителей» определил, что подобные иски могут предъявляться по месту жительства истца. И юрист ассоциации помог Науменко оформить исковое заявление в Октябрьский райнарсуд Краснодара. Через некоторое время Октябрьский суд вдруг переправляет исковое заявление в Симферопольский горнарсуд, оригинально сформулировав причину такого решения: «для скорейшего рассмотрения возникшего спора».

«Скорейшее рассмотрение» затянулось. К весне уже этого года, когда Науменко дождалась вести о судьбе своего дела. 64 тысячи рублей, бывших немалой суммой в начале 91-го. когда случился пожар, превратились в труху.

Но и этих денег Науменко так и не получила. Дело в том, что долгожданная сесть пришла в виде повестки, сообщавшей о необходимости лично явиться на рассмотрение судебного дела, которое состоится в Симферополе. Одновременно пришла и другая повестка — о необходимости явки в Крым свидетелей пожара, соседей пенсионерки.

Денег на дорогу в Симферополь, гостиницу ни у Науменко, ни у ее соседей, понятное дело, не нашлось. Пенсионерка сообщила в Крым о своей просьбе рассмотреть дело в ее отсутствие. С той поры прошло еще полгода, однако никаких вестей из Симферополя больше нет.

— Я уже не верю, что будет какая-то помощь, — говорит Любовь Афанасьевна.— Уже так намучилась, что хочется забыть все. Крым теперь стал зарубежьем. У меня денег нет даже на переписку, да и что толку…

На месте Науменко мог оказаться любой из нас. Но тем не менее, в заключение несколько слов о самой пострадавшей женщине. Любовь Афанасьевна родилась в 1922 году, инвалид II группы. Во время Великой Отечественной была медсестрой в краснодарском госпитале. Так сложилась жизнь, что последние три десятка лет живет одна, после того как воспитала и подняла на ноги двух сыновей своей рано умершей сестры, муж которой погиб на фронте.

КРАСНОДАР.

От отдела социальных расследований

За разъяснениями мы обратились к генеральной дирекции производственного объединения «Фотон», что в Симферополе. Нас переадресовали: «Этими вопросами ведает симферопольский торговый дом „Фотон“. Ответа не нашлось и там: „Обращайтесь в бюро гарантийного обслуживания завода“. Что мы и сделали.

Начальник бюро Владимир Тихач был предельно краток: «С покупателями мы никак не связаны. Все вопросы — торгующим организациям».

Что тут посоветовать возможным покупателям продукции «Фотон»? Прежде чем связать себя с этой фирмой — трижды подумать. Лучше выбрать продукцию другой фирмы (пусть она и подороже), для которой интересы потребителя превыше всего.

КСТАТИ. А как бы это было в Америке?

Как утверждают знающие люди, при подобном случае там никаких проблем не возникло бы. Телевизор поменяли бы сразу и с извинениями. А если бы клиент подал в суд на фирму и потребовал возместить не только материальный ущерб (стоимость телевизора, ущерб от пожара, транспортные расходы, связанные с поездкой в магазин, суд и т. д.), но и моральный (старушка пропустила любимую передачу и прочее)? Клиент бы выиграл несомненно.

«Известия» 16 сентября 1993 года