August 23, 2023

Сколько стоит дружба?

Как Центробанк финансирует бывшие республики союза


Андрей ИЛЛАРИОНОВ, руководитель группы анализа и планирования Председателя Совета Министров РФ


В последние годы перестройки было много споров о том, «кто кого кормит». Жители бывших союзных республик доказывали, что Россия, подобно колониальной метрополии, эксплуатирует национальные окраины. Российские граждане были убеждены в противоположном. Полтора года где независимого, где полунезависимого развития показали, кто был прав. Огромное положительное сальдо России в торговле с республиками сделало их долги России центральной темой двусторонних отношений. Однако масштабы «братской» помощи и механизм ее предоставления широкой общественности остаются по-прежнему неизвестными.

После распада СССР государства — наследники Союза — сохраняли своей валютой советским рубль и осуществляли расчеты между собой на принципах старой банковской системы. Однако центральные банки ставших независимыми республик начали осуществлять кредитную эмиссию в гораздо более быстрых темпах, чем это делала Россия. В результате предприятия из ближнего зарубежья получили возможность закупать в России дополнительные товарные ресурсы, расплачиваясь за них «воздушными» деньгами. За первую половину 1992 года таким образом было перекачано 340 миллиардов рублей, или примерно 2,2 миллиарда долларов по тогдашнему валютному курсу.

Обеспокоенное таким развитием событий тогдашнее руководство Центрального банка России во главе с Г. Матюхиным с 1 июля 1992 года предприняло меры по разделению кредитной системы и безналичного денежного обращения. Оно установило порядок, по которому все расчеты между республиками должны были осуществляться только через корреспондентские счета республиканских национальных банков в Центробанке России и только в пределах наличия средств на этих счетах. Таким образом, бесплатное финансирование республик должно было быть остановлено. Однако, поскольку на 1 июля денег на счетах не было, Россия предоставила своим партнерам так называемые технические кредиты для начала торговых операций. Суммарный лимит таких кредитов по всем республикам до конца 1992 года был установлен на уровне 215 миллиардов рублей.

Вскоре после введения корреспондентских счетов произошли имевшие важные последствия кадровые перемены. При новом руководстве Центробанка уже за первые три месяца действия новой системы установленные лимиты технического кредитования, призванные, было, ограничить размеры российской помощи, были превзойдены по всем параметрам и достигли 310 миллиардов рублей.

В результате суммарный объем финансовых ресурсов, переданных Центробанком республикам за весь 1992 год, превысил 1,5 триллиона рублей, или около 8% российского валового внутреннего продукта (ВВП). В том же году бесплатная помощь беднейшим странам, предоставленная наиболее развитыми государствами мира, не превысила 0,17% ВВП США, 0,3% ВВП Японии, 0,4% ВВП Великобритании, Италии, Германии, 0,6% ВВП Франции.

«Братская» помощь Центрального банка республикам бывшего СССР в 1992 году в пересчете по валютному курсу составила 7 миллиардов долларов, а по реальной покупательной способности переданных материальных ценностей — 76 миллиардов долларов. Кредитование республик обеспечило России 25% внутренней инфляции. Каждый четвертый рубль, уплаченный российским гражданином, оказался бесплатным «подарком» Центробанка своим друзьям в СНГ.

Оказание помощи в таких астрономических масштабах оказалось настолько скандальным, что в 1993 году и правительство, и Верховный Совет России последовательно приняли решения о прекращении технического кредитования ближнего зарубежья СНГ.

Поскольку традиционный способ финансирования оказался перекрытым, Центральный банк с весны этого года начинает интенсивное использование другого канала, а именно — передачу наличных денег. Причем в фантастических масштабах. Если на душу населения в России было эмитировано около 30 тысяч рублей, то в Казахстан было поставлено по 38 тысяч, а в Туркменистан — даже по 62 тысячи рублей на каждого жителя. Естественно, «излишние» рубли выливались из переполненных республиканских «денежных бассейнов» в Россию для приобретения в ней всевозможных видов ресурсов. Всего за 7 месяцев этого года Центробанк «подарил» государствам СНГ почти 1,5 триллиона наличных рублей.

На первый взгляд может показаться, что финансирование республик Центробанком находится хотя бы в некоторой связи с объективными показателями — масштабами экономики, уровнем экономического развития, потребностями денежного обращения. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что Центробанк руководствуется, очевидно, совсем другими критериями. Например, Туркменистан, по уровню экономического развития отстающий от России примерно в три раза, получил в начале этого года денежной наличности на душу населения в 2,7 раза больше, чем Россия. В то же время находящиеся в похожем состоянии Таджикистан и Кыргызстан (до введения последним национальной валюты сома) таких привилегий Центробанка не получили.

В бесспорных фаворитах руководства Центробанка России оказались Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. Суммарная безвозмездная помощь России этим государствам составляет беспрецедентную в мировой экономике величину — от 45 до 70% их национальных ВВП, или почти фонд заработной платы в этих республиках.

Чем же заслужили эти государства щедрую благосклонность Центробанка? Тем ли, что руководства этих республик, ведомые «крепкими» коммунистическими лидерами, не допустили потерю столь любезной сердцу председателя Центробанка России «управляемости» народного хозяйства? Или же другими, более прозаическими интересами? С другой стороны, видно, что эльчибеевский Азербайджан, кравчуковская Украина, снегуровская Молдова, Армения Тер-Петросяна или акаевский Кыргызстан больших симпатий В. Геращенко не снискали.

Как бы то ни было, а за семь месяцев этого года заботами и стараниями Центробанка еще 2,3 триллиона рублей (3 миллиарда долларов по официальному курсу и 21 миллиард долларов по паритету покупательной способности) перекочевало из России в ближнее зарубежье.

Не оскудела рука дающего и после так называемой денежной реформы 24–26 июля. Судя по всему, она была задумана и осуществлена вовсе не для раздела денежного обращения и введения национальной валюты — российского рубля, как бы широковещательно это ни было объявлено, а как раз наоборот — для восстановления и даже укрепления рублевой зоны в ее наиболее диком, но и наиболее удобном для воссоздания «денежно-кредитного СССР» виде. В самый разгар паники и неразберихи, вызванной этой акцией, Центробанк нашел и время, и возможности, и недюжинную смелость отправить в Узбекистан 50 миллиардов рублей новыми российскими банкнотами.

«Известия» 16 сентября 1993 года