Торговые ограничения КОКОМ будут сняты, если Россия выполнит ряд условий
В жестком каркасе комитет по контролю ограничений КОКОМ (Координационный над экспортом) появились новые трещины. США предложили проект кардинальной реформы этой организации.
Вашингтон подтверждает свои прежние обещания поэтапно свернуть все препоны на пути передовой технологии в страны бывшей Восточной Европы и бывшего СССР и предлагает на песте КОКОМ, не отказываясь от «наработанного» опыта, создать систему контроля за экспортом в развивающиеся страны обычных вооружений, сырья и ноу-хау двойного назначения. Проект передан на рассмотрение правительствам «семерки».
Стоит заметить: еще в конце августа Соединенные Штаты начали вентилировать идею «ослабить» ограничения на продажу бывшим идейным и военно-стратегическим противникам скоростных ЭВМ, выполняющих до 67 миллионов операций в секунду. В настоящее время из 17 стран-членов КОКОМ — к нам можно привозить компьютеры, думающие медленно — с быстродействием не более 12,5 миллиона операций в секунду.
Несмотря на последовательную политику свертывания деятельности КОКОМ, которое планируется осуществить в течение двух лет, Соединенные Штаты не собираются безоговорочно рушить дискриминационные барьеры. Оговорка следующая: КОКОМ будет окончательно похоронен только в том случае, если республики бывшего СССР и Восточной Европы не будут осуществлять «неконтролируемый экспорт» вооружений и военных технологий в развивающиеся страны, в районы, охваченные огнем межнациональных конфликтов, а также в государства, представляющие «угрозу региональной безопасности».
В списке «неблагонадежных» стран, составленном Соединенными Штатами, значатся, понятно, Ливия, Иран, Ирак, КНДР. Вместе с тем критерии четко не определены. Кого относить к категории «развивающихся»? Индию, которой Россия должна поставить криогенные ракетные двигатели? Украину, которая хотела бы в рамках ООН перейти в эту категорию? Таджикистан, испытывающий как независимое суверенное государство давление со стороны оппозиции и проблемы со строительством собственных вооруженных сил?
Опять же неясно: если на южных рубежах России вспыхнут межнациональные конфликты, означает ли это, что против нее автоматически вводятся санкции КОКОМ, пусть под новым именем? И наконец, кто будет замерять «угрозу региональной безопасности»?
На сегодняшний день проект мирного перерождения КОКОМ, обставленный американскими оговорками, оставляет, словам, немало вопросов.