Пойдет ли Ельцин на государственный переворот
Похоже, объявленная Ельциным «артподготовка» заканчивается. Указ по Руцкому, последовавшая затем непосредственная опора «на силу», когда Главное управление охраны решает, «пущать или не пущать» конституционно избранных должностных лиц в их резиденцию,— крайняя точка «артподготовки». Правовой произвол творится у всех на глазах. Молчат «партии», молчит «демократическая» пресса молчит «общественность» Расчет властей прост — сломить, подавить моральное сопротивление произволу.
Общественность готовят к новым «демократическим шагам» Президента «Известия» (10.09.93 г.) сообщают, что Президент «склоняется» к новым радикальным мерам. «Речь идет о роспуске Верховного Совета и немедленном назначении даты следующих выборов При этом действия Президента будут не только решительными, но и скорыми» Простите, но именно такие действия и есть государственный переворот Конечно. всегда найдутся угодливые и бесчестные люди, которые попытаются объявить подобные шаги верхом законности демократической целесообразности, реализации «воли народа» Да что там найдутся! Они есть уже сегодня.
Мера «конституционности» и «законности» таких шагов элементарна, ясна каждому. Но здесь хотелось бы указать на политические следствия таких решений. Указать. пока не поздно, пока не произошло непоправимое, пока затворившаяся в Кремле кучка «умников» натолкнула Президента на отчаянный, трагический и бесповоротный шаг.
Существует ли в стране разрушающее государство двоевластие? Безусловно, да. По не поняв причины его, мы не найдем и верных решений. А не найдя их, столкнем страну в пропасть, в хаос, нарушив хрупкий мир в отечественном доме. Президент и обслуживающие его силы настойчиво пытаются вбить в массовое сознание ложный взгляд. Борьба-де идет между «демократическим» Президентом и «коммунистическим», «консервативным» парламентом, между «хорошим» Ельциным и «плохим» Хасбулатовым.
Это не так Борьба идет за политический курс в стране, за предотвращение краха России, к которому с неизбежностью ведет нынешняя государственная политика. Кстати, политика, за которую в равной мере несут ответственность и Президент, и парламент. Хасбулатов. Руцкой, большинство парламентариев — это бывшие сторонники Ельцина. Что обусловливает их противостояние нынешнему курсу Президента? Только одно — внутренняя убежденность, что сегодняшняя социальная и экономическая президентская политика губительна, ибо за реформы выдаются псевдореформы. И отмахнуться от такой оценки — они. дескать, выражают позицию Фронта национального спасения — нельзя. С острой принципиальной критикой нынешнего экономического курса выступали ведущие ученые — Богомолов. Петраков. Шмелев, Явлинский, Яременко. Ясин. Разве мало этого ряда? Его можно и продолжить. Что же, и их всех чохом отнесем к ФНС?
Нет, положение здесь сложнее. «Реформы», несущие развал производства, обнищание народа, господство криминально - мафиозных нуворишей,—это антиреформы. И подобный курс с неизбежностью будет сменен. Разве острейшая борьба в самом правительстве между «группой» Лобова и «группой» Чубайса — Федорова не свидетельствует об этом?
В контексте предстоящих «решительных» мер Президента упоминается недавний его визит в Таманскую и Кантемировскую дивизии, говорится о том. что в ближайшее время будут заполнены вакансии в МБ и МВД «верными президентскому курсу людьми». Как это расценить в свете ожидаемого «роспуска» Верховного Совета? Двусмысленность самого противопоставления «верности» Президенту и закону очевидна. И не просчитался ли уже Горбачев, сделав ставку на личную верность?
В этой связи всякие рассуждения о том. что сожжены мосты, ведущие к взаимопониманию различных политических сил и различных ветвей власти, искусственны, если не намеренны. Они преследуют цель разжечь пламя вражды, столкнуть противоположные политические силы во взаимоуничтожающей схватке. Расчет прост — самим осуществлять власть либо держаться около власти. Любые насильственные действия против любой из ветвей власти приведут сегодня к социальному взрыву, непредсказуемому по своим последствиям.
Президент может опираться только на одну силу — силу закона. В противном случае он теряет свою собственную значимость в качестве законного Президента.
И последнее. О народном доверии. Любое народное доверие, полученное, будь то на выборах или референдумах, не дает никаких прав на «решительные» антиконституционные шаги. Не манипулируйте волей и доверием народа. Мандат на референдуме был выдан всем властям на законоуважительные, конституционные действия.
Выход сегодня один. Не «решительные действия», ведущие к государственным переворотам, а спокойный и терпеливый диалог. Не «р-ре-волюционные» шараханья, а подлинные реформы, объединяющие всех.