Тансу Чиллер: «В закавказье мы будем действовать только вместе с Россией»
Премьер-министр Турции отвечает на вопросы корреспондентов «Известий» Максима Гана и Константина Эггерта
— Многие считают, что различия в подходах России и Турции к кризису в Югославии и армяно-азербайджанскому конфликту — это проявление исторически сложившегося соперничества между нашими странами, которое не может не продолжаться. Что вы думаете по этому поводу?
— Только интенсивный диалог и частые консультации могут сгладить те расхождения во взглядах, которые иногда возникают. В любом случае нас объединяет стремление установить мир и стабильность в этих регионах. Обе страны привержены соблюдению общих норм и принципов, выработанных СБСЕ. Турция и Россия не являются ни соперниками, ни конкурентами. Нас связывают партнерские отношения.
— Существуют ли разногласия внутри самого правительства Турции в отношении конфликта в Закавказье? Вы недавно заявили о готовности Турции объявить войну Армении, а затем президент С. Демирель отверг возможность военного вмешательства в конфликт.
— Разногласий в этом вопросе нет. Конечно, мы могли бы принять военные меры — Турция обладает достаточной силой. Но мы этого не хотим. Более того, Турция предоставляла Армении продовольствие и медикаменты, хотя это шло вразрез с общественным мнением в стране. В то же время мы не можем сидеть сложа руки, когда армянская агрессия против Азербайджана продолжается. Турция хотела бы действовать вместе с Россией в этом регионе.
— В прошлом году С. Демирелем была выдвинута идея увеличения поставок российской нефти в Турцию с оплатой частично в валюте, товарами и инвестициями. Существуют ли такие планы сегодня?
— Такие планы рассматриваются. Есть огромные возможности для дальнейшего расширения и диверсификации наших экономических отношений. Мы заинтересованы в увеличении импорта сырой нефти из Российской Федерации. Полученные таким образом средства могут послужить серьезным стимулом для активизации экономических связей между нашими странами.
— Турция первая из стран НАТО приобрела у России военную технику. Каковы перспективы военного сотрудничества?
— Военные поставки — это только одна из возможных сторон будущего российско-турецкого сотрудничества в этой области. Может быть налажено совместное производство, участие в конверсии предприятий оборонного комплекса и сотрудничество в проектах в третьих странах. Причем особенно важным является участие частного сектора в этих проектах. Необходимо тщательно изучить перспективы и выработать план совместных действий.
— После распада Советского Союза много говорилось о «турецкой модели», как о наиболее подходящей для новых независимых государств Средней Азии. Прошло два года, однако влияние исламского фундаментализма в регионе и самой Турции продолжает расти. Не означает ли это, что «турецкая модель» оказалась не столь эффективной, как считалось?
— Мне кажется, что возрождение интереса к религии в новых независимых государствах Средней Азии не стоит путать с реакционным фундаментализмом, который, без сомнения, является серьезной угрозой демократии. Однако я думаю, что сегодня фундаментализм в этих странах не пользуется широкими симпатиями и так же. как и в Турции, не играет особой роли. Многие иностранцы склонны путать религиозный консерватизм с явным реакционным фундаментализмом. Поэтому турецкая модель светской демократии по-прежнему имеет важное значение. Лучший способ остановить распространение фундаментализма — это ускорить экономический прогресс, укрепить систему социальной справедливости и расширить сферу действия демократического плюрализма.
— Вы стали первой женщиной — премьер-министром Турции. Считаете ли вы, что выполняете мужскую работу или что женщины могут предложить миру политики что-то новое?
— Я думаю, что успех государственного деятеля не зависит от его пола. И я ни в коем случае не считаю, что пост премьер-министра создан исключительно для мужчин. Женщины всегда предлагали миру политики новое в отношении стиля, эмоциональности, изящества и упорства. В любой стране определяющим в выборе человека на пост премьера должны быть его политические способности и успехи в предшествующей деятельности.