Лидеры Казахстана и Азербайджана в Москве
Назарбаев прилетел, чтобы учредить рублевую зону нового типа, Алиев — заявить о новом курсе в отношениях с Россией
Вчера в Кремле в резиденции российского президента прошла встреча на высшем уровне между Россией и Казахстаном. Как сообщили в посольстве Казахстана, главными на переговорах должны были стать два вопроса: статус космодрома Байконур и его финансирование Россией и Казахстаном и проблема с рублевой наличностью в Казахстане. В первой половине дня Нурсултан Назарбаев и премьер Сергей Терещенко на Старой площади встретились с Виктором Черномырдиным. Стороны практически парафировали документ о долгах бывшего СССР. В нем зафиксирован «нулевой вариант», означающий, что Россия берет на себя обслуживание казахского долга и взамен получает право на казахские активы (собственность за рубежом). Однако более важной темой вчерашних переговоров пресс-служба правительства назвала проект соглашения, который имеет интригующее название «О практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа». По прогнозам экспертов, ожидается, что этот документ подпишут Россия, Казахстан. Армения и Узбекистан. Подписание должно состояться сегодня в 11.30 на Старой площади. Кроме прибывших уже в Москву премьеров Казахстана и Армении должен прилететь и специальный представитель президента Узбекистана, один из заместителей председателя Совмина республики.
Планировавшееся подписание этого соглашения вчера не состоялось, как нам сообщили официальные лица, из-за того, что встреча Назарбаев—Ельцин в Кремле затянулась.
После встречи в тот же день в Кремле президента России Бориса Ельцина с председателем ВС Азербайджана Гейдаром Алиевым последний заявил журналистам, что главным итогом беседы он считает договоренность об улучшении отношений между двумя странами по всем направлениям.
Как сказал на встрече Борис Ельцин, все, что произошло за последнее время между Россией и Азербайджаном, случилось не по вине России. Лидеры Азербайджана заняли позицию самоизоляции. На это Гейдар Алиев ответил, что он и его правительство не поддерживают такой курс бывших лидеров Азербайджана. «Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы препятствия, мешающие двум соседним странам, были устранены», — сказал он.
«Конечно же, на встрече обсуждалась карабахская проблема, — подчеркнул Алиев. — Карабахский конфликт — это жгучий вопрос и для Азербайджана, и для всего кавказского региона. Я считаю, что Россия не может оставаться безучастной к тому, что происходит между Азербайджаном и Арменией». Лидеры России и Азербайджана договорились о принципах сотрудничества в урегулировании этого конфликта. Однако Гейдар Алиев отказался назвать конкретные принципы этого сотрудничества. Они (принципы) были уточнены на переговорах Алиева и Козырева, которые состоялись после 12 часов по московскому времени.
Что касается вхождения Азербайджана в СНГ, Гейдар Алиев сказал: «В итоге длительного острогo обсуждения этого вопроса в парламенте было принято решение вести переговоры по этому вопросу. Мы уже сделали первые шаги в этом направлении. Мы рассчитываем на адекватный ответ со стороны СНГ».
В ходе беседы Ельцин поздравил Алиева с итогами референдума, прошедшего в Азербайджане. 3 октября состоятся выборы нового президента. «Если моя кандидатура будет выдвинута, а я знаю, что она уже выдвинута, — сказал Гейдар Алиев, — то я буду баллотироваться».
Объявит ли новое руководство Азербайджана о вступлении республики в СНГ? В первый день официального визита в Москву и. о. президента Гейдара Алиева журналистам так и не удалось получить ответа на этот вопрос. В беседе с ними азербайджанский лидер ограничился лишь заявлением о том, что по поручению милли меджлиса будет участвовать в предстоящей 24 сентября встрече глав государств СНГ. Тем не менее многие наблюдатели сходятся во мнении, что одной из главных целей нынешнего визита Алиева в Москву является обсуждение с российской стороной возможности присоединения республики к содружеству бывших советских республик. Дав резкую оценку внешнеполитическому курсу прежнего руководства, приведшему к похолоданию отношений между Азербайджаном и Россией, и указав на необходимость исправления этой ошибки, Алиев однозначно дал понять, что внешняя политика нового руководства в Баку претерпит значительные изменения. Объявленный в июне прошлого года Абульфазом Эльчибеем курс на тесный союз с Турцией будет пересмотрен как не соответствующий реальности.
Полтора года пребывания Азербайджана вне рамок СНГ привели к значительному ослаблению политических и экономических связей Азербайджана со всеми бывшими советскими республиками. Негативным последствием прошлогоднего заявления Эльчибея о том, что «режимы в Средней Азии не продержатся и года», стала изоляция Азербайджана среди мусульманских республик бывшего СССР. Усложнялись отношения с Россией. Двусторонний рамочный договор, подписанный в декабре прошлого года между Азербайджаном и Россией, не позволил преодолеть существующие разногласия. Сначала стороны не могли договориться о таможенных тарифах, затем Москва отказала Азербайджану в кредите в 50 млрд. руб. В итоге экономика республики приблизилась к опасной черте. Кризис двусторонних отношений коснулся и военной сферы. Не будучи членом СНГ, республика не смогла подписать Договор о коллективной- безопасности, в котором ведущая роль, бесспорно, принадлежит России. Участие в этом договоре давало бы Азербайджану право потребовать от стран СНГ и России реальных мер по защите территориальной целостности республики. В то же время Армения не только подписала этот документ, но и настояла на дальнейшем пребывании российских войск на своей территории и совместной с Россией охране своих рубежей.
Можно предположить, что Гейдар Алиев понял необходимость смены внешнеполитического курса еще в июне, когда после Гянджинских событий бывший нахичеванский лидер был приглашен в Баку. Однако приоритет был отдан решению внутренних проблем, ибо страна после Гянджинской крови оказалась на пороге гражданской войны. Теперь же, после легитимизации нынешней власти прошедшим референдумом о судьбе Эльчибея, Алиеву предстоит проявить свои способности государственного деятеля на внешнеполитическом поприще.