Парламент не согласился с кадровым указом президента,
а депутат Иона Андронов считает, что конфликт в высших эшелонах власти в России спровоцирован израильскими и американскими спецслужбами
То, что ВС России приостановит действие указа президента о временной приостановке деятельности вице-президента и отправит его в Конституционный суд, не вызывало никаких сомнений еще накануне совместного сессионного заседания.
Приступая к обсуждению этого вопроса, утром 3 сентября Р. Хасбулатов прямо заявил, что двух мнений здесь быть не может. Указ противоречит Конституции, п речь, следовательно, может идти лишь об уточнении формулировок постановления ВС.
В основном дискуссия развернулась вокруг того, признавать ли парламенту самому указ неконституционным, как предлагал депутат М. Захаров (и это предложение получило мощную поддержку Р. Хасбулатова), либо приостановить его действие и дать все же возможность оценить указ Конституционному суду. В итоге депутаты все же не решились подменять Конституционный суд, а приостановили действие указа и направили в суд ходатайство.
Тем самым Верховный Совет никак не отреагировал на послание, направленное Борисом Ельциным в парламент, в котором президент просил поддержать его усилия в борьбе с коррупцией и восстановлении авторитета власти.
В послании, в частности, говорилось: «Ни для кого не секрет, что борьба с коррупцией стала использоваться для обострения политической конфронтации в высших эшелонах власти. Обмен шумными взаимными обвинениями, разделение на своих и чужих, эффектные заявления в удобные для политической борьбы моменты стали реальностью сегодняшнего дня.
Это наносит все больший ущерб авторитету государства, дискредитирует как исполнительную, так и законодательную власти.
Убежден, никакие противоречия между должностными лицами не должны мешать борьбе с коррупцией, создавать угрозу государству. А если это происходит, считаю своим долгом действовать в интересах страны».
Определенное оживление в ход дебатов внес, как это часто бывает, депутат И. Андронов. Он высказал убеждение в том, что конфликт в высших эшелонах власти спровоцирован израильскими и американскими спецслужбами, которые готовят замену плохо себя чувствующего президента. И главную роль в этом играет известный израильский разведчик Р. Эйтан. В свою очередь, Р. Хасбулатов выразил надежду, что речь идет «не о генерале Эйтане, депутате израильского кнессета, весьма уважаемом человеке».
А перед тем, как открыть дебаты вокруг президентского указа, депутаты достаточно оперативно обсудили президентские поправки к Закону о внесении изменений в Закон о средствах массовой информации. Из 27 президентских поправок было принято 12. Как и следовало ожидать, парламентарии отклонили самую главную из поправок, касающуюся создания на радио и телевидении так называемых советов по обеспечению свободы слова. Представлявший сторону президента заместитель министра печати Д. Цабрин заявил, что, по мнению президента, этот шаг означает введение института цензуры.
Комментируя итоги голосования, Р. Хасбулатов призывал средства массовой информации не делать «проблем там, где их нет», и заявил, что главным гарантом свободы слова является российский парламент.
Небольшой сбой в этой части заседания произошел лишь при обсуждении кандидатуры на пост главы федерального совета по обеспечению свободы слова. Как и предполагалось, Р. Хасбулатов предложил назначить руководителем нового образования известного в прошлом народного депутата СССР А. Денисова. Однако представители оппозиции в лице депутата И. Астафьева забаллотировали это предложение. Они заявили, что у них есть на этот пост свой кандидат — не менее известный народный депутат СССР Ю. Власов. М. Астафьев предложил, чтобы федеральный совет сам избрал своего глазу. Хасбулатов протестовать не стал.
В ходе заседания парламентарии также отклонили предложение депутата Г. Якунина созвать внеочередной съезд для разрешения конфликта в высших эшелонах власти и поддержал предложение депутата О. Румянцева обсудить возможность образования комиссии ВС во главе с Р. Хасбулатовым для проведения переговоров с президентской стороной по проблемам конституционной реформы.