August 5, 2023

До чего уже докопались археологи возле Кремля


Ким СМИРНОВ. «Известия»


На месте археологических раскопок на столичной Манежной площади, вблизи кремлевских стен, я встретился с их руководителем, генеральным директором Центра археологических исследований Александром ВЕКСЛЕРОМ.

Стоим над одним из раскопов, уходящих на пятиметровую глубину (а вообще-то культурный слой под площадью доходит до 8—10 метров). рядом с Манежем и Александровским садом. Здесь, - вдоль дома купца Горюнова, проходил Лоскутный ряд. Поблизости находились Тележный, Мучной, Обжорный ряды.

Поражает прекрасная кирпичная кладка толщиной более метра. Поистине: дом Горюнова — крепость. Соперничать кладка может разве что с мощным слоем асфальта уже последних десятилетии. Глубже — остатки екатерининской деревянной мостовой, а еще глубже — булыжной, петровских времен.

Дом выходил фасадом на речку Неглинку и тянулся чуть ли не до нынешней гостиницы «Москва». Проект реконструкции площади, в связи с которой и проводятся раскопки, предлагает воскресить речку Неглинку, вызволить ее из подземного коллектора, выпустить на волю, осветлить, очистить.

Рядом с нынешним Манежем на Неглинке стояли мельницы. Но до их раскрытия дело пока не дошло.

На глубине 7 метров обнаружен культурный слои XII века, еще до нашествия Батыя. И там — стеклянные женские браслеты, другие украшения тогдашних модниц. В одной из времянок, которые на любой стройке зовутся «прорабскими»,— маленький музей находок: восстановленные из черепков кувшины, корчаги, рукомои, мисы, горшки, перекрестие сабли, монеты...

Все же это не музей, а рабочая лаборатория. Идет инвентаризация, «оприходование», научный анализ того, что дарит археологам московская земля. Всего за время раскопок найдены сотни предметов ремесленного, торгового, военного быта, образцы письменности и среди них весьма своеобразный — на днище бочки XVI веко надпись: «Бочця Марья».

Копают так, чтобы не повредить существующие подземные коммуникации. Но... в одном месте повредили. В глубине раскопа виден выход бетонной трубы. в которую заключены металлические трубы. Для археологов это было большим сюрпризом. Труба уложена уже в послевоенное время, но почему-то не попала в специальные карты.

На дне котлована — срубы зданий, сгоревших в конце XV века. Тогда, в 1493 году. Иван III издал указ, повелевший на освобожденном пожаром месте не строить ничего ближе 109 сажен (251 метр) от Кремля.

Так что Манежная площадь может отметить юбилей указа. Но когда же на Руси строго исполнялись даже царские указы?

Этот квартал уникален как раз тем, что на небольшом ныне незастроенном пространстве здесь можно раскрыть, показать, музеефицировать, говоря языком специалистов, включить в современный городской интерьер уже к 1997 году, когда будет отмечаться 850-летие Москвы, практически все ее века.

В пользу такого решения высказалось проходившее здесь, на раскопках, выездное заседание Российской академии архитектуры и строительных наук. И проектировщики, и столичные власти также относятся к этой идее благожелательно.

Ее воплощение стало бы очень серьезным поворотом нашего общественного сознания в сторону практического, а не декларативного уважения к истории Отечества. Ведь на нашей памяти еще такие факты. Когда возводили Кремлевский Дворец съездов, наткнулись под землей на белокаменные ярусы палат Наталии Кирилловны Нарышкиной. где прошло детство Петра I. Найденные вещи, в частности. изразцы печей, передали в музей. А остатки дворца разрушили. Он остался только на бумаге, в обмерных чертежах. Ну что мешало внести такие изменения в проект, которые позволили бы раскрыть древний дворец рядом с современным (эффект, которым так умело пользуются градостроители Рима, Парижа, Софии)?!

Возвращение к здравому смыслу в этом отношении началось с двух знаменитых скандалов. Когда предпринятые без согласования со специалистами, безо всякой археологической рекогносцировки ремонтные работы в Историческом проезде и на Кузнецком мосту чуть не порушили хранящиеся под землей исторические реликвии.

В марте 1989 года при Управлении госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы был создан Центр археологических исследований, без согласия и участия которого теперь не утверждается ни один архитектурный проект, связанный с реконструкцией и строительством в древних местах столицы.

Центр проводит исследования и раскопки в десятках мест города. В ближайшей перспективе — работы в Зарядье, на Английском дворе; на Театральной площади.

Вернемся, однако, на Манежную площадь. Когда в 1932 году здесь прокладывалась первая линия метро, учеными Академии истории материальной культуры (ныне Институт археологии) по ходу стройки велись наблюдения, были сделаны важные находки. Но... реликвии ушли в Исторический музей, а древние постройки снова скрылись под толщами земли.

Ныне по проекту архитектора Бориса Улькина Московский НИИ проектирования объектов культуры, спорта и здравоохранения начинает работы по преобразованию Манежной площади. Выдвинуто немало дерзких идей (к примеру, уходящие на 40 метров в глубину многоярусные стоянки автотранспорта, подземная пешеходная улица с супермаркетами, кафе и т. д.). Но я выделю одну: раскрыть всю историю Москвы, наиболее характерные сооружения разных веков, соединить их с современным архитектурным ансамблем.

Естественно присутствие на раскопках ученых институтов археологии, географии, этнологии и антропологических исследований Российской академии наук. Кстати говоря, давно уже назрела необходимость и института истории Москвы, соединенного с одноименным музеем.

В раскопках вместе с российскими участвуют также американские специалисты. Приходу археологов предшествовала комплексная геофизическая и гидрологическая разведка с использованием новейшей техники, в частности, отечественной фирмы «Фром». Здесь работает, например, одна из немногих в России георадарных установок для зондирования подземных объектов.

Сделано 10 контрольных раскопов. Задача: выявить наиболее важные сооружения, планировку этого исторического ядра Москвы. Ведь площадью оно стало лишь в 1938 году после сноса плотно застроенного городского квартала, к которому примыкали две небольшие площади. Здесь же находился один из древнейших в столице Моисеевский монастырь, упраздненный еще в XVIII вене. Потом на этом месте стояла часовня Александра Невского. По проекту реконструкции предполагается ее восстановить.

«Известия» 28 августа 1993 года