August 6, 2023

Свободная раздача денег делает из бюджета «Филькину грамоту»


Александр БЕККЕР, журналист


«Большой» Совмин 6 августа и твердо заявленное Виктором Черномырдиным «от реформы мы не отступим» вызвали вздох облегчения у сторонников президента. Еще больше обнадежил приверженцев открытой экономики проект Рабочей программы правительства на 1993—1995 годы. В нем Кабинет министров взял в фокус текущей политики «установление контроля над инфляцией и финансовую стабилизацию». Не скудная на урожай осень тоже внесла спокойствие в общество — будем с хлебом, не пропадем. Не угнетает донельзя население и монотонный рост цен: произошло опасное, близкое к наркотическому, привыкание к инфляции.

Между тем сбитая до 20 процентов и текущая уже 4 месяца инфляция вовсе не признак стабильности, а фактор риска. Бюджет страны перенапряжен и может не выдержать испытания на разрыв. Весьма печально отразятся на нем госзакупки зерна по цене, превышающей биржевую, а также индексация этих цен с повышением от месяца к месяцу. Такой порядок потребует 2,7 триллиона рублей. Это. в свою очередь, поднимет стоимость комбикормов, и, чтобы не похоронить животноводство, правительству придется выложить на дотации и закупки еще как минимум 1—1,2 триллиона рублей.

Под предлогом опустошения казны финансирование северной навигации, что называется, дозировалось. Но дальше завоз продовольствия, топлива, материалов ни под каким соусом не оттянешь, и в короткий срок возможен выплеск 400—500 млрд, рублей. Дожа... Минфин с 700-миллиардным льготным кредитом на инвестиционные и конверсионный проекты. Но поражение министерства не в том, что оно открыло денежные шлюзы, а в том, что не успело добиться от коммерческих банков и предприятий такой схемы, которая бы гарантировала эффективное использование и возврат капиталов.

Крепко потревожат бюджет горняки. Отказ парламента ввести семипроцентный налог для поддержки ключевых отраслей вынудит правительство дотировать добычу угля на 2,1 триллиона рублей — таковы парадоксы освобождения цен в России.

Комбинация перечисленных расходных акций правительства способна сорвать «резьбу» относительной финансовой стабильности и ощутимо ускорить бег цен. Войди же они в резонанс: с непредвиденными, но уже намечающимися тратами, бюджет к концу гола попадет под обвал, и гиперинфляция станет не пугающей сказкой монетаристов, а суровой былью.

Налоговая служба только набирает обороты, она еще не в силах собирать, как на Западе, 93—95 процентов планируемых налогов. Не в счет, по большому счету, десятки миллиардов рублей, извлеченных налоговой полицией, — она лишь встает на ноги. К тому же обе службы бессильны, когда Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия не перечисляют в федеральный бюджет свыше 250 миллиардов рублей налогов. Вслед за ними 14 августа закрутило денежный кран и Приморье. Поветрие одноканального налога расколет Россию вернее любых политических деклараций о суверенитете. Именно это, думается, а не сама по себе забастовка дальневосточников, заставило Виктора Черномырдина почти неделю колесить по краю.

Все на первый взгляд правильно: правительство отреагировало, очаг социального конфликта не разгорелся, регион получает финансы для жизни. Но бесплатных пожаротушений не бывает.

По советское традиция вояжи первых лиц сопровождались «дарами»: подкинуть кирпича, распорядиться насчет лимита капвложений. Сегодня такие подарки выходят только за счет перераспределения бюджета или расширения его дефицита. Опасность для премьера таких поездок в том, что конкретная ситуация воспринимается на слух, эмоционально. И забываются стратегические цели, селективная политика уступает место рефлективной: хочется помочь народу, не сходя с места. Когда вице-премьер Олег Лобов призывает в Ростове спуститься с теоретических высот на землю и работать на микооуоовне, это означает, что Рабочую программу правительства хотят откорректировать и с финансовой стабилизацией надо «годить». Дальневосточное турне Олега Сосковца и Александра Заверюхи, поездку Олега Лобова по четырем городам центральной зоны России можно рассматривать как сигнал к началу отраслевого давления на заявленный 6 августа Кабинетом министров антиинфляционный приоритет.

В связи с этим вспоминается недавняя идейная стычка вице-премьера Федорова с вице-премьером Заверюхой. Первый упрекнул второго, что тот «сознательно стремится развалить финансовую политику’ государства, постоянно проталкивает через правительство решения, экономически не обоснованные». Аграрный лидер ответил коротко и ясно: «Мое убеждение... остается неизменным: дотировать будем». В этом контексте противоречия правительства с парламентом, как ни странно, становятся второстепенными. Противоречия в самом правительстве определят в ближайшие недели, куда качнется маятник инфляции.

«Известия» 27 августа 1993 года