August 6, 2023

Чего же хочет российское правительство в Таджикистане

По поводу ошибок политики России

Письмо в «НГ»


Это письмо одного из лидеров таджикской оппозиции, председателя Демократической партии Шодмона Юсупова редакция получила из лагеря таджикских беженцев в афганской провинции Кундуз. Представляем вниманию читателей его ретроспективный взгляд на развитие событий в Таджикистане и на роль, которую сыграла Россия в этом конфликтном регионе.


В свете последних событий, т. е. войны демократических сил с коммунистическим правительством Таджикистана, хотелось бы высказать ряд, на мой взгляд, принципиальных соображений, которые могли бы стать предметом размышлений честных людей, интересующихся нынешними трагическими событиями в Таджикистане, а также людей в российских коридорах власти.

Анализируя события последних лет в Таджикистане, можно легко обнаружить несостоятельность центроазиатской политики современной России.

Война, которую ведет Россия против демократических сил Таджикистана, является агрессивной, несправедливой, бесчеловечной. Россию определенные силы извне, и президент Узбекистана Ислам Каримов в частности, подтолкнули к этой чудовищной войне. Цель у этих сил одна — ослабить Таджикистан экономически, политически, создать региональный кризис в Центральной Азии, следствием которого может быть тотальная война мусульманских народов против России.

Любая военная акция, как известно, кроме внутренних причин, имеет и внешние. В чем, собственно, эти причины выражаются? Идеологической основой агрессии России против национально-освободительного демократического движения в Таджикистане послужили следующие абсолютно беспочвенные обстоятельства.

Окружение президента РФ Б. Н. Ельцина подвело его: сотрудники Главного разведывательного управления (ГРУ), Министерства безопасности РФ, которые полностью контролируют деятельность Комитета национальной безопасности Таджикистана, а также посольство России в Таджикистане искаженно представляли истинное положение дел в нашей республике. С их подачи представлялось, что Таджикистану угрожает построение исламского государства. Абсурдность этих измышлений понятна даже неполитику, ибо в Таджикистане не было ни одной партии, ни одного движения, которые могли бы взять на себя ответственность за создание исламского государства.

Все понимали, что в стране, где более 70 лет господствовал государственный атеизм, нет условий для создания исламского государства. Тем не менее идея из недр служб безопасности, которая присягала на верность коммунистическим идеалам, перекочевала на страницы периодических изданий, в теле- и радиопередачи. Особое усердие, напоминающее мрачные времена сталинизма, в муссировании этой идеи проявляла телекомпания «Останкино». Удивительно, но факт, что во всех СМИ сформированное указом президента Таджикистана Рахмона Набиева правительство национального примирения (ПНП) называлось не иначе как фундаменталистским, неконституционным. Так ли это? Нагло лгали авторы этих статей и передач и заодно обманывали и президента РФ Бориса Ельцина, и россиян.

Несколько слов о ПНП. Оно было сформировано вечером 10 мая 1992 года в кабинете командующего 201-й мотострелковой российской дивизией в Душанбе, где присутствовали, кроме русских военных, представители командования пограничных войск России в Таджикистане, председатель Верховного Совета Акбаршо Искандаров, премьер-министр Акбар Мирзоев, ряд политических и общественных деятелей республики, приглашенных лично по указанию президента Набиева.

Замкомдива 201-й дивизии, тогда еще полковник Мухриддин Ашуров (позже назначенный командиром этой дивизии) и еще два полковника приехали за мной и попросили поехать., в гарнизон. Сказали, что хотят со мной посоветоваться. Когда я вошел в кабинет комдива Заболотного, все были готовы начать запланированную, по-видимому, работу. Президент Набиев и полковник Заболотный выразили сожаление по поводу акций российских танков 10 мая на улицах Душанбе и предложили вариант создания ПНП. Лидеры оппозиции согласились с этим, заявив, что в состав правительства входить не будут.

Имел ли президент Набиев право сформировать по своему усмотрению правительство без предварительного согласия ВС?

Да, имел. На 14-й сессии ВС, проходившей под нажимом коммунистического митинга на площади Озоди 2 мая 1992 года, Рахмону Набиеву коммунистическо-номенклатурный ВС делегировал часть своих полномочий, в том числе назначение и освобождение с занимаемых должностей любого должностного лица всех уровней, в том числе премьер-министра, генерального прокурора. Были внесены соответствующие изменения в Конституцию республики. Так что с юридической точки зрения формирование правительства проходило вполне конституционно.

Враги демократического движения Таджикистана муссировали слухи о том, что ПНП создано под нажимом оппозиционных сил. Полный абсурд! Какое могло быть давление, когда нас, лидеров оппозиции, на встрече было всего трое — председатель Исламской партии возрождения (ИПВ) Мухаммадшариф Химматзода, председатель общества «Лали Бадахшон» Атобек Амирбек и я.

Было решено 80% прежнего состава правительства во главе с премьер-министром Акбаром Мирзоевым оставить на своих местах (все члены компартии).

Кто же вошел в состав нового правительства, которое сейчас называют «фундаменталистским»? Назовем их по тому порядку, по которому были назначены.

Министром образования был назначен сорокалетний Зокир Вазиров, кандидатуру которого предложил сам президент. Вазиров в течение 15 лет возглавлял партийную организацию кафедры философии Душанбинского госпе-динститута, является кандидатом наук. Последние два года был начальником управления вузов министерства образования. Он не был случайным в новой должности и, следовательно, никем навязан не был.

Вместо не справившегося со своими обязанностями, сильно отстающего от требований времени, к тому же плохо владеющего своим родным языком Лакима Каюмова на должность министра иностранных дел была предложена кандидатура Худойберди Холик-назарова — .тоже сорокалетнего кандидата наук (он защитил диссертацию по окончании аспирантуры в Институте востоковедения АН СССР), долгое время работавшего за границей, в совершенстве владеющего английским, русским, арабским, фарси.

Во главу министерства транспорта, которое долгие годы лихорадили коррупция, взяточничество, была предложена кандидатура 35-летнего Бозорали Сафарова, выпускника Рижского авиационного института, члена Верховного Совета бывшего СССР (он являлся членом Межрегиональной депутатской группы), который пользовался большим авторитетом в Таджикистане.

Один из авторов проекта радикальной реформы сельского хозяйства республики, заместитель председателя комитета ВС, народный депутат, в недавнем прошлом секретарь Калайхумбского райкома компартии и председатель райсовета сорокатрехлетний Хайдар-шо Акбаров после недолгого обсуждения получил портфель министра сельского хозяйства.

Председателем Комитета национальной безопасности вместо Ризо Турсунова, поспешно покинувшего Таджикистан, был назначен профессиональный чекист, молодой генерал Алиджон Солиев, его первым заместителем — по-лковникджурабек Аминов, долгие годы возглавлявший отдел борьбы: организованной преступностью КГБ СССР. После известной 16-й сессии ВС в Худжанде он был убит, а центре Душанбе террористами — сторонниками нынешнего прокоммунистического режима.

Известный общественный деятель, диссидент, кандидат наук, ранее один из лидеров народного движения «Растохез» («Возрождение») сорокалетний Мирбобо Миррахимов был назначен председателем Гостелерадиокомпании. Кстати, кандидатскую диссертацию он защитил в Институте научного атеизма АОН при ЦК КПСС.

Вот, собственно говоря, все кандидатуры демократических сил Таджикистана в ПНП, называемом в прокоммунистической прессе «правительством исламских фундаменталистов».

Единственным кандидатом от ИПВ в новом правительстве был назначенный несколькими днями позже вице-премьером Давлат Усмон, заместитель председателя Исламской партии возрождения, юрист по образованию. На эту должность президент Набиев 11 мая предложил мою кандидатуру, но я отказался. Кстати, Давлат Ус-ион был единственным (из пяти вице-премьеров) кандидатом от оппозиционных сил, остальные — бывшие секретари райкомов и горкомов партии.

Хочу спросить: можно ли такое правительство называть «фундаменталистским»?

И несколько слов о работе нового правительства. Его можно смело называть сугубо демократическим. В него входили представители всех без исключения регионов Таджикистана (для сравнения: в нынешнее в основном входят представители Куляба и Худжанда, доля от других регионов мизерная), радио и телевидение были доступны всем силам, в том числе ни разу не ущемлялись права коммунистов, издавались более 15 независимых газет, в том числе газеты компартии Таджикистана на трех языках (сейчас все демократические издания находятся под запретом, против некоторых независимых журналистов возбуждены уголовные дела). К слову, президент Набиев не раз восхвалял в своих выступлениях работу новых министров — сторонников демократической оппозиции.

Но коммунисты, привыкшие к единоначалию и тотальному господству, развернули широкую кампанию для ликвидации ПНП и очагов свободомыслия и демократии в Таджикистане. Таджикские коммунисты активно использовали свои давние и крепкие связи с большевиками России. Главной основой их пропаганды стала «утка» о якобы имеющейся угрозе исламского фундаментализма России. Высшее политическое руководство РФ легко поддалось на эту страшную дезинформацию.

Не будь сильных помех со стороны «третьей силы», ПНП было бы по плечу восстановление мира и согласия в Таджикистане. Но коммунистам нужен был реванш. В роли третьей силы выступали не только коммунисты, но и президент Узбекистана Ислам Каримов, а также некоторые милитаристски настроенные политические деятели России. С целью свержения нового правительства в городе Кулябе была создана опорная база для прокоммунистических вооруженных формирований. Из Ташкента и Термеза регулярно в Куляб летали вертолеты и самолеты с военными грузами.

Немного позже к акциям Узбекистана присоединилась 201-я российская дивизия. Со стороны Ташкента была объявлена экономическая — железнодорожная блокада ПНП. На территории Узбекистана шла усиленная подготовка боевиков, впоследствии переименовавших свои формирования в Народный фронт (НФ) Таджикистана. Из Термеза боевики НФ совершали постоянные вооруженные вылазки на территорию Курган-Тюбинской области.

Параллельно в прокоммунистических и псевдопатриотических СМИ России шла интенсивная пропаганда и подготовка общественного мнения к длительной и изнурительной войне в Таджикистане.

Президент Узбекистана для прикрытия своей агрессии против Таджикистана использовал чудовищную дезинформацию и стал пропагандировать идею о том, что якобы преобразования в Таджикистане несут прямую угрозу интересам РФ, что якобы дальние границы России в скором времени будут ближними. Все это выглядело абсурдно и безосновательно хотя бы потому, что ни одна политическая организация в Таджикистане не выступала против интересов России. ПНП во главе с Абдумаликом Абдуллажановым и Верховный Совет во главе с коммунистом Акбаршо Искандаровым, все политические партии и движения были сторонниками России.

Мы хорошо понимали, что Каримов страшно напуган громадными демократическими преобразованиями в соседнем Таджикистане. Однако нам непонятна позиция руководства России: во имя и ради чего она ведет агрессивную, бессмысленную и позорную войну против демократических сил Таджикистана?

Наша горная и маленькая страна стала полигоном для пробы прокоммунистических сил, где с помощью российских войск и Узбекистана коммунисты захватили власть. Миф об исламском фундаментализме должен был скрыть истинные намерения, а точнее, оправдать военные действия против демократии в Таджикистане. Согласно плану, разработанному под руководством генерал-полковника Э. Воробьева, первого заместителя командующего сухопутными войсками российской армии, который в течение пяти месяцев безвыездно находился в Душанбе и по существу координировал действия прокоммунистических сил и бандформирований против законного правительства, 7 сентября 1992 года в аэропорту Душанбе была разыграна комедия, завершившаяся отставкой президента Набиева.

Согласно другому сценарию, автором которого был и. о. премьер-министра Абдумалик Абдуллажанов, президент Набиев должен был уйти в отставку в Худжанде в тот же день и «по собственному желанию» на сборе худжандских кланов, куда, собственно, он и собирался улететь. Спектакль в Душанбинском аэропорту был частью программы идеологического обеспечения будущих военных действий российского генералитета в ’Таджикистане (вот якобы на какие действия способны «исламисты»!).

Существуют детали, которые дополняют общую картину прямого вмешательства российских войск в пользу коммунистических бандформирований. Так, главарь банды Сайгак Сафаров (проведший 23 года в тюрьмах за разбой и убийства), избравший себе штаб-квартирой (там же и ночевал) гарнизон 195-го полка 201-й дивизии в Курган-Тюбе, однажды в присутствии официальной делегации Кыргызстана и руководства ВС Таджикистана, прибывших в полк, бросился с нецензурными словами на генерала Э. Воробьева: «Ты что, забыл, какой приказ получил из Москвы? Почему ты его плохо выполняешь?..» «Бедный» генерал в присутствии высоких гостей начал оправдываться.

В тот же день один из кыргызских гостей мне сказал: «К сожалению. вы обречены, если уголовник Сафаров отчитывает российского генерала, мы вам ничем не можем помочь!»

Все это привело руководство 201-й дивизии на грань полного непослушания собственному руководству в Москве. Пример? Пожалуйста. В начале лета 1992 года Б. Ельцин, выступая в российском парламенте, сказал о возможной передислокации из зоны конфликта 201-й дивизии. На следующий день генерал-майор Мухриддин Ашуров, выступая по таджикскому ТВ, заявил, что о какой-либо передислокации или выводе 201-й дивизии из Таджикистана не может быть и речи, что прозвучало как опровержение заявления президента России и главнокомандующего российской армией.

Другой пример. Хорошо помню, после известной встречи глав государств Содружества в Бишкеке в сентябре 1992 года для оказания помощи руководству Таджикистана (об этой помощи, по словам А. Искандарова, твердо заявил Б. Ельцин) к нам в Душанбе прилетела высокопоставленная делегация России во главе с и. о. премьер-министра Е. Т. Гайдаром. В дни пребывания Е. Гайдара танки 201-й дивизии в очередной раз вышли из гарнизона и приняли участие в уничтожении мирных кишлаков окраин города Курган-Тюбе. А. Искандеров и А. Абдуллажанов обратились с просьбой к Е. Гайдару остановить продвижение танков. Премьер-министр России в присутствии многих вызвал к себе командира 201 -й дивизии генерала М. Ашурова и генерала Арсеньева и дал указание срочно вернуть танки в воинские части, а в случае невозможности уничтожить их огнем с вертолетов. Военные ответили: «Есть!» И каково было наше удивление, когда военные, смеясь, разошлись по кабинетам, напрочь «забыв» о поручении Егора Гайдара. А танки продолжали уничтожение мирных сел…

Все это, как и ожидалось, в СМИ России преподносилось как борьба за восстановление конституционного строя в Таджикистане. Благо, не скрывали правду от россиян «Независимая газета», «Экспресс-хроника», «Московские новости» — издания, объективно освещающие события в Таджикистане по сей день.

19 июня 1992 года в аэропорту города Курган-Тюбе состоялась встреча премьер-министра Таджикистана Акбара Мирзоева, его заместителя Давлата Усмона и других ответственных лиц с руководством Кулябской области — лидерами коммунистических формирований. Встреча завершилась подписанием совместного протокола о мире и разоружении сторон. Ополченцы Курган-Тюбе, следуя протоколу, сняли все свои посты в городе и разошлись по домам. В 5 часов утра следующего дня отряды Сайгака Сафарова и Файзали Саидова совершили вероломное нападение на город, на Вахшский и Коммунистический районы на 174 бронированных машинах с красными флагами на башнях. Боевики, которых поддерживали российские танки, уничтожали на своем пути все живое, разрушили здание облисполкома, областного УВД, расстреляли его личный состав во главе с полковником Азамом Додихудоевым. Более тысячи домов были разрушены до основания, убиты тысячи мирных граждан. Председатель Курган-Тюбинского облисполкома, бывший секретарь ЦК КП Таджикистана, бывший председатель ВС республики Кадри длин Аслонов, выехавший на переговоры с кулябскими боевиками, был взят в плен. Его убили после многомесячных издевательств в Кулябе накануне 16-й сессии ВС в Худжанде.

Этими же «защитниками конституционного строя» был убит председатель Кулябского облисполкома Джиенхон Ризоев, ратовавший за мирное разрешение конфликта. Помнится, на вопрос министра иностранных дел России Андрея Козырева, кто же убил Ризоева, командир уголовников Сангак Сафаров с гордостью ответил: «Я!»

«Защитники», называя себя Народным фронтом, рано утром 24 октября прошлого года под руководством бывшего спикера парламента Сафарали Кенджаева, когда столица еще спала, совершили вооруженное нападение на Душанбе с целью смещения с должности председателя ВС Акбаршо Искандарова, который был избран по рекомендации президента Набиева народными депутатами почти единогласно. Сафарали Кенджаев, который явно хотел вернуть себе высокий пост, вошел в город с танками 201-й дивизии и в первые минуты по радио объявил себя президентом Таджикистана.

Хотелось бы узнать: откуда у Кенджаева появились миллионы рублей и огромное количество американских долларов? Кто субсидировал его и его Народный фронт? Действительно ли он дал крупную взятку послу России в Таджикистане? И неужели эти вопросы, особенно последний, остаются без ответа со стороны руководства РФ?

Сегодня очевидно, что в Таджикистане коммунисты пришли к власти благодаря огромной помощи российской армии. Не буду говорить о фактах террора против инакомыслящих, о пытках, насилии, внесудебных казнях, исчезновениях, незаконных тюрьмах на окраинах Душанбе, о бомбардировке мирных кишлаков Карате-гина и Бадахшана, о запрещении деятельности оппозиционных партий и движений, о закрытии независимых газет и журналов — о них много написано, и они отмечены в докладах международных правозащитных организаций «Хельсинки вотч» и «Международная амнистия». Но что же получила взамен этой помощи Россия? Ответ один, войну. Российскому генералитету и части милитаристски на строенных политиков не терпится втянуть Россию во второй Афганистан. Убежден: если сегодня российское руководство не предпримет конкретных шагов по мирному урегулированию обстановки в Таджикистане, война и для России может стать долгой и изнурительной. Если два года назад бездумные коммунисты-гэкачеписты привели СССР к распаду, то нынешние коммунисты приведут к развалу России, возложив всю вину на демократическое правительство президента Ельцина.

И в конце предложения Демократической партии Таджикистана:

1. Безотлагательно начать политический переговорный процесс противоборствующих сторон под эгидой ООН, СБСЕ и при участии заинтересованных государств — России, Афганистана, Ирана, Пакистана с целью восстановления мира и согласия в Таджикистане. Исключить участие в переговорах Ислама Каримова.

2. На переговорах обсудить вопрос о создании Совета национального примирения (СНП), уполномочить его сформировать Временное правительство национального примирения (ВПНП), куда входили бы представители всех регионов Таджикистана.

5- СНП и ВПНП после своего формирования берут на себя полномочия Верховного Совета, Совета министров, всех силовых и судебных органов с целью обеспечения безопасности граждан, возвращения на родину беженцев из Афганистана, России, Казахстана, других стран. Через год СНП и ВПНП проводят парламентские выборы и выборы в Госсовет.

Это, на наш взгляд мирный путь разрешения, казалось бы, тупиковой ситуации в Таджикистане.

К сожалению, встреча лидеров России и центроазиатских стран, проходившая 7 августа с. г. в Москве, показала, что участники встречи уклонились от объективного рассмотрения проблемы и поисков путей мира в Таджикистане, сделав опять упор на силовые подходы. Существует и второй путь — долгая и изнурительная война, в которой не будет победителя и которая может завершиться не в Таджикистане, а в России, унеся жизнь миллионов русских, таджиков, узбеков, казахов, кыргызов, людей других наций.

Провал российской политики в Таджикистане (и экономический, и политический, и юридический, и моральный) — налицо. Сейчас от руководства России, прежде всего президента Ельцина и его окружения, требуется только одно: решительные шаги по мирному урегулированию ситуации в Таджикистане. Во имя спасения России. Пойдут ли они на это? Поживем — увидим.

Шодмон ЮСУПОВ Август 1993 года

«Независимая газета» 25 августа 1993 года