August 6, 2023

Фонд занятости на фоне безработицы

Недавно российский парламент утвердил положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Но »то вовсе не значит, что только теперь начнется его создание. Фонд образован и действует.

Знание-всегда сила

Первый заместитель руководителя Федеральной службы занятости Российской Федерации Олег Славуцкий:

— Некоторая информация о фонде уже заложена в его названии; слово «занятость» используется когда говорят о безработице. Понятен и термин «государственный»— он находится в структуре государственных органов, конкретнее Федеральной службы занятости Но он — внебюджетный фонд, то есть средства не входят в республиканский и местные бюджеты. Его основное назначение — финансировать мероприятия, связанные с реализацией программы занятости.

Средства складываются из страховых взносов которые в соответствии с законодательством должен выплачивать всяким работодатель использующий наемную рабочую силу и каждый работник со своего заработка (когда эта норма войдет в силу), это — в обязательном порядке. Разрешены дополнительные ассигнования из бюджетов всех уровней, благотворительные пожертвования, добровольные взносы.»

Далее Олег Александрович отметил несколько особенностей В частности, работники службы занятости каждого региона планируют суммы предстоящих поступлений страховых взносов и разрабатывают свои местные программы занятости населения которые должна утвердить Москва. И только после того они получают право претворять их в жизнь расходуя согласован ную часть средств Остальное поступает в распоряжение федерального фонда. Закон не дает права местным властям во-первых вовлекать собранные таким образом средства в бюджет и, во-вторых расходовать их не по назначению.

К сожалению такие факты были Весной Верховный Совет Республики Саха (Якутия) самостоятельно все внебюджетные фонды консолидировал со своим бюджетом А Республика Марий Эл решила объединить все фонды в один социальный фонд. Теперь закон вес поставил на свои места.

Первые крупицы опыта

Шесть месяцев года позади За это время официально зарегистрированы 1003 тысячи граждан не занятых трудовой деятельностью в том числе 717 тысяч безработных По сравнению с июнем количество последних уменьшилось на 23 тысячи Тут сказались видимо не сколько факторов: улучшилась работа органов службы занятости на местах большее число вакансий стало доходить до них: летняя пора открыла новые места для сезонной работы. отпускной Период приостановил сокращения. в ряде регионов и на некоторых предприятиях учатся бороться с безработицей своими силами.

К примеру все большее распространение в России получают ярмарки вакансий. Москва, Петербург, волжские и уральские города их проводят а теперь вот недавно встал в их ряды и Владивосток. Местные органы власти с охотой начинают поддерживать малое предпринимательство связанное со старинными народными промыслами.

За пол года с помощью службы занятости получили работу 413 тысяч россиян. И если в январе нынешнего года таких «счастливчиков» была всего 51 тысяча то в июне их оказалось свыше 78 тысяч человек За тот же период число вакансий выросло в 1.7 раза и достигло 518 тысяч мест.

Многим известен Петродворцовый часовой завод. Он стал акционерным обществом как говорится со всеми вытекающими последствиями. Но уменьшение численности управленцев структурная перестройка подразделений не привели к сокращению общего числа рябо тающих на одном из лучших по социальной обеспеченности предприятий Только за последнее время более 70 человек здесь поменяли свои рабочие места. сохранив трудовой стаж и не потеряв в заработке. Сейчас всем конторским работникам. части инженеров и техников которые могут попасть пол сокращение предложено приобрести вторую специальность Причем обучение бесплатное и индивидуальное с сохранением среднего заработка и правом последующего выбора рабочего места Наконец уже сейчас завод приглашает выпускников школ людей без специальностей — есть возможность трудоустроить почти две сотни человек.

В Ульяновской области где в начале года оказалось около 30 тысяч безработных офицеров. Всероссийский центр переподготовки офицеров запаса открыл свой филиал, где готовят налоговых инспекторов руководителей малых предприятий специалистов по маркетингу.

С 1 июля сроком на год в Пензе введена квота на рабочие места для лиц особо нуждающихся в социальной защите равная 5 процентам среднесписочной численности работающих на предприятии Квоту ввели и в тюменском городе Надыме. Но если здесь предприятие нарушит решение местных властей, то оно обязано оплатить все расходы центра занятости по созданию рабочих мест в других организациях и на предприятиях города. А в Пензе грозятся брать с проштрафившегося коллектива за каждое несозданное рабочее место отступной в размере 12-кратной средней зарплаты на этом же предприятии.

Не пособием единым

Понятно, борьба с безработицей требует немалых средств Как подсчитали специалисты одного процента отчислений от фонда оплаты труда (а именно таким был прежний тариф страховых взносов) в масштабах России недостаточно, чтобы оказать помощь в течение года одному миллиону безработных. Скажем в Волгограде в июне размер пособия составил 23 тысячи рублей. А в целом по России за нынешние шесть месяцев выплачено в качестве пособий по безработице 7.5 миллиарда рублей.

Но не только на эти цели расходуются сродства фонда К примеру в минувшем году было собрано 36 миллиардов рублей из которых потрачена лишь третья часть. Расходы выглядели так, почти 12 процентов от всей суммы ушло на выплату пособий и организацию общественных работ, около 5 процентов — на профессиональную подготовку и переподготовку граждан: наконец 15 процентов — на содержание самой службы занятости. Добавлю что в последней цифре значительную долю составляют расходы на техническое оснащение, обучение своих кадров и т п. Свыше 2и миллиардов рублей прошлогоднего остатка хранилось в депозитах Центрального банка России, как и предписано законодательством.

Небольшая часть средств была выделена на условиях финансовой помощи (безвозмездной возмездной или с процентами) тем работодателям. кто создавал новые рабочие места. Разумеется чтобы получить деньги требовалось представить обоек-ванную программу на авторитетную экспертизу.

И, конечно понадобился определенный резерв В разных peгионах России складывается неодинаковая ситуация с занятостью. Взять ту же Республику Саха (Якутию). Там в минувшем году израсходовали всего 10 процентов программируемых средств поскольку уровень безработицы составил лишь 0.2 процента. Да и нынче, похоже дела обстоят так же. С другой стороны комплексная программа занятости Псковской области требует в текущем году 3 миллиарда рублей а на территории области будет, по расчетам, собрано страховых взносов всего 1.2 миллиарда. Значит недостающие 60 процентов надо дотировать Как в минувшем году и было сделано из централизованной части фонда Дагестану. Ингушетии, ряду областей.

Верно, думается подчеркнул на уже упоминавшейся встрече Олег Славуцкий:

— В вопросах занятости на рынке труда не может быть места любым суверенизациям. Есть граждане России которые лишились работы. Потому что не Республике Дагестан в данном случае выделяем средства, а безработным находящимся на ее территории. Любой гражданин России должен быть уверен что. окажись он без работы в любой точке нашего государства он получит помощь.

В туманной дали

Полностью соглашаясь с утверждением одного из руководителей Государственного фонда занятости я бы только уточнил: всегда ли можно рассчитывать на эту помощь россиянам? Видимо, нет.

Ведь если исходить из расчетов специалистов то нынешний тариф страховых взносов (Он теперь составляет 2 процента от фонда оплаты груда) даст возможность помочь 2 миллионам безработных в среднегодовом исчислении Учитывая, что за прошедшие пол года у нас количество официально зарегистрированных безработных еще не доходило до 800 тысяч человек, то даже если осенью начнется резкое увеличение числа незанятых людей скажем до 3—3,5 миллиона то безусловно служба занятости окажется в состоянии до конца года помогать им. Возможно, что и несколько дольше, поскольку пока есть денежные запасы. А если таковых граждан будет больше? Не исключено что так оно в конечном итоге, и произойдет. Почему?

Надо иметь в виду, что мы — одна из немногих стран где до сих пор статистическая система сбора информации о занятости населения остается примитивной: учет безработных ведется от числа зарегистрированных службами занятости.

И потому гораздо грознее может оказаться приближающаяся пора «больших банкротств» которая в состоянии основательно утяжелить расчеты. Известно, что в минувшем году благодаря кре дитам Центробанка России многие ослабевшие предприятия удержались на плаву. Нынче такой спасительной соломинки не предвидится: Центробанк и правительство договорились проводить жесткую финансово кредитную политику.

Есть и другие моменты. Как считает кандидат экономических наук Н. Вишневская в наших официальных сводках не учитываются практикуемые различные формы частичной занятости — перевод на сокращенную рабочую неделю временные увольнения дополнительные отпуска и т. А. В начале текущего года каждое пятое российское предприятие работало в режиме неполного рабочего дня. А скрытой безработицей было охвачено почти 10 процентов трудоспособного населения. В ряде же центральных областей России а также в Поволжье этот показатель в 2—3 раза выше.

Впервые на рынок труда осенью выйдут школьники почти 200 тысяч выпускников высших и средних специальных учебных заведений, не сумевших трудоустроиться.

Словом, предстоит очень трудное время. И. думаю, помочь в такой ситуации фонд занятости просто будет не в состоянии — у него не хватит средств. Остаются два возможных выхода: или просить деньги из госбюджета, или увеличивать тариф страховых взносов Но на бюджет надежды мало, он и так излишне дефицитен. Размер же тарифа устанавливает Верховный Совет. На принятие решения, а тем более его практическую реализацию потребуется определенное время И его-то в такой ситуации может не оказаться.

Ясно одно: второй уж год специалисты стращают нас прогнозами с большими цифрами (слава Богу, они пока не сбываются) а государственные органы, грубо выражаясь, не чешутся. К массовой безработице по-настоящему мы сегодня не готовы. А уже надо бы иметь ясную, четкую комплексную про. грамму в расчете на самый неблагоприятный случай. Конечно, пусть лучше она не потребуется в жизни. Но быть должна. И это — одна из первейших даже не нынешних, а вчерашних задач не только Государственного фонда занятости, но и его «родителя» — Федеральной службы занятости России.

Владимир ВОЛКОВ.

«Российская газета» 17 августа 1993 года