June 29, 2023

Демьянюк оправдан, однако сомнения насчет его прошлого не рассеяны


Владимир ЛАПСКИЙ, «Известия»


Верховный суд Израиля отменил приговор окружного суда Иерусалима, который пять лет назад приговорил Джона (Ивана) Демьянюка к смертной казни через повешение за преступления, совершенные в годы второй мировой войны. Его обвиняли в том, что он служил в лагере смертников Треблинка в Польше оператором газовых камер, в которых было отравлено более 850 тысяч евреев.

Итак, Демьянюк оправдан и за неимением другого жилья возвращен в свою же тюремную камеру, где некогда сидел нацистский преступник Адольф Эйхман. Там он будет ждать согласия какой-нибудь страны принять его у себя. Ему 73 года. Двери в США, откуда он был выдворен в 1986 году, перед ним закрыты, поскольку, как выяснилось, при въезде в эту страну он «сфабриковал» свою биографию. В США, превратившись из Ивана в Джона, он работал на автомобилестроительном заводе «Форд» в Детройте, слыл прилежным, богобоязненным отцом семейства.

Но несмотря на оправдательный вердикт Верховного суда, сомнения относительно его прошлого сохранились. Директор департамента по вопросам специальных расследований министерства юстиции США Нил Шер не сомневается в нацистском прошлом Демьянюка: есть на этот счет неопровержимые документы, к тому же его опознали около десятка свидетелей, выступавших на судебном процессе. Вот что рассказал один из них: «В задачи Демьянюка входил пуск мотора, производившего угарный газ для камер смерти. Он ждал у входа газовой ка :еры свои жертвы, заталкивал их и запирал за ними дверь. Затем убирал трупы и готовил камеру для следующей партии». В лагере смерти его называли «Иван Грозный», он был последним, кого видели отправляемые в газовую камеру люди. Его жестокость, по словам свидетелей, не знала границ.

По первоначальной судебной версии, украинец по национальности, Демьянюк в 41-м году был солдатом Красной Армии. Раненный осколком гранаты в спину во время боя в Крыму, попал в плен к немцам, дал согласие на сотрудничество и после короткой специальной подготовки был направлен в лагеря Собибор и Треблинка. По его же собственным заверениям он с 1937 по 1943 год работал сельхозрабочим в Собиборе, к концлагерям никакого отношения не имел. Что же касается клички «Иван Грозный», то, по словам его защитника Йорама Штефеля, заключенные дали ее не Демьянюку, а некоему Ивану Марченко, который и лютовал в Треблинке больше всех. После войны его и след простыл. Действительно, работал в Треблинке какой-то Иван Демьянюк, но к подсудимому он никакого отношения не имеет. Тогда как быть с тем фактом, что почти десяток свидетелей признали в подсудимом «Ивана Грозного»? Они заблуждаются, считает адвокат.

Переломным моментом в рассмотрении апелляции Демьянюка на смертный приговор стали документы, полученные адвокатом в прошлом году в Симферопольском КГБ. Он привез копии с показаний 23 охранников бывшего лагеря смерти (все они расстреляны по приговору суда). Каждый из них утверждал, что кличку грозного русского царя носил Иван Марченко. В свою очередь Демьянюк и Марченко не могут быть одним лицом, так как не совпадают их приметы, даже с поправкой на прошедшие годы, в частности, рост, да, и разный возраст. Кстати, помощь адвокату в поисках оправдательных документов оказали активисты из киевского «Руха».

Неужто на самом деле произошла столь досадная и дорогостоящая (процесс обошелся в 3,5 миллиона долларов) судебная сшибка? Уверенно ответить на этот вопрос, наверное, кроме адвоката да и обрадованного Демьянюка, мало кто решится.

Между тем стало известно, что Демьянюк направил в Киев просьбу разрешить ему вернуться на историческую родину. Как передал корреспондент Франс Пресс, украинские власти «объективно рассмотрят его просьбу». Так что не исключено, что в ближайшие дни загадочный Джон вновь превратится в Ивана.

«Известия» 31 июля 1993 года