June 29, 2023

Виктор Баранников наступил на грабли. Кто следующий?


Андрей ИЛЛЕШ, Валерий РУДНЕВ, «Известия»


Бомба взорвалась: президент России Борис Ельцин снял с должности одну из ключевых фигур в возглавляемом им правительстве — министра безопасности Виктора Баранникова. Сообщения информационных агентств по этому поводу уже широко известны. Но пока официальные лица из правительства, заместители самого Баранникова да и президентские структуры не спешат прокомментировать этот факт...

Выделил из кратких телеграмм агентств два ключевых обстоятельства, послуживших, как указано, основанием для увольнения «силового» министра: нарушение им этических норм и серьезные недостатки по руководству погранвойсками.

Заметим сразу: деятельность свою в должности министра безопасности Виктор Баранников начал именно с решения двух этих вопросов. Сначала он разогнал верхушку своего генералитета — за морально-этические прегрешения (махинации со служебными квартирами и злоупотребления с секретной кассой для оплаты многочисленных агентов). Потом вернул под свое начало погранвойска, переданные в Министерство обороны после августовского путча.

Вообще, и это замечали многие наблюдатели, в последнее время ведомство Виктора Баранникова явно тяготело к самовосстановлению, к приобретению тех своих ветвей, которые в свое время так решительно обрубил, разваливая монстра-КГБ, предшественник Баранникова Бакатин. Но КГБ — воистину феникс! Часть охранных спецслужб—вновь в ведомстве безопасности. Сопротивляются, не хотят возвращаться «домой» ФАПСИ (правительственная связь) и внешняя разведка. Надолго ли хватит у них сил, кто скажет?.. Но, главное, вернулись погранвойска — самый объемный с точки зрения финансирования «участок» Министерства безопасности.

А теперь министр сам споткнулся на этих двух вопросах — наступил на грабли, брошенные им же на своем пути.

О погранвойсках. Проблема, точнее, целый комплекс острейших вопросов, был разобран на недавнем заседании Совета безопасности в связи с трагическими событиями на таджикско-афганской границе. Командующий погранвойсками генерал Владимир Шляхтин — уволен. Министр же безопасности Виктор Баранников тогда отделался выговором.

Сегодня совершенно ясно, что к защите государственной границы и материально-техническому обеспечению погранвойск более приближен министр обороны Павел Грачев. Он и его подчиненные перебрасывают воинские подразделения и в значительной мере формируют политику России на горячей — афганской — линии. Впрочем, подобные меры в полном объеме не снимают вопроса: в чьих же руках постоянно должны находиться ключи от границы? Эта проблема действительно остра. Но не настолько, чтобы стопроцентно объяснить скоропалительное увольнение Виктора Баранникова.

Остается в запасе этика.

Но что это — нарушение этических норм? Непривычно, простите, звучит для нынешней нашей политической жизни. Это у них, на Западе, так принято: утаил тысячу-другую долларов от налоговой инспекции — в отставку. Катал на казенном самолете родственников (как недавно случилось с директором ФБР, американским коллегой В. Баранникова) — в отставку. Съездил в командировку за счет фирмы — в отставку.

А у нас? Мы вовсе не склонны обелять бывшего всемогущего министра, который, судя по некоторым имеющимся данным, сквозь пальцы смотрел на поездку своей жены с подругой (женой бывшего высокопоставленного чиновника — Скокова) в Швейцарию. Вояж этот был по приглашению скандального бизнесмена Бориса Бирштейна (о его связях с самим Баранниковым — ниже).

А поскольку истинные причины по правилам советской бюрократии, как обычно, тщательно скрываются от посторонних глаз, попробуем заглянуть за рамки президентского указа.

Ходят упорные слухи о том, что В. Баранников вел двойную игру — на президента и спикера парламента. Называется, например, тайная встреча бывшего министра с Р. Хасбулатовым и А. Руцким на одной из подмосковных дач. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию мы пока не можем. Одно можем точно сказать: постоянная скрытность В. Баранникова от журналистов, его осторожность при оценке решений президентской или парламентской команд дает основание предположить: министр безопасности вел свою игру, выжидая итогов «схватки гигантов». За что, видимо, и поплатился.

Сумеет ли ему теперь помочь Р. Хасбулатов? Восстановит ли В. Баранникова в прежней должности парламент? На эти вопросы сегодня трудно ответить. Потому что в подобных ситуациях в расчет берется не трезвый разум, а политическая конъюнктура, меняющаяся буквально на глазах. Будем ждать развития событий.

Впрочем, есть еще одна версия о причинах неожиданного увольнения В. Баранникова.

В печати уже промелькнуло сообщение о том, что в ночь с 23 на 24 июля в Москву из Швейцарии прибыл важный гость, которого встречали министр внутренних дел Виктор Ерин, начальник управления Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией адвокат Андрей Макаров, начальник ГПУ Александр Котенков и тележурналист Андрей Караулов. Подобный «джентльменский набор» встречающих не оставляет сомнений в том, что встречали Дмитрия Якубовского. Его похождения в кабинетах власти уже весьма эффектно (правда,’ несколько путанно, что лишь прибавляет политического шарма) представлены на страницах газет и экранах телевизоров. Акцентируем внимание сейчас на В. Баранникове.

Существует и частично опубликована стенограмма телефонного разговора между Д. Якубовским и его приятелем, западным предпринимателем Борисом Бирштейном, за которым идет слава двойного агента — израильской разведки и КГБ.

Мы (редакция «Известий») познакомили Виктора Баранникова с компрометирующими министра материалами, рассчитывая, естественно, получить объяснения и напечатать их, — ведь в это время разыгрывался не совсем понятный телеспектакль с участием Якубовского и других. Министр не удостоил нас объяснениями, коротко бросил своим помощникам; «Полная чушь!»

Но Якубовский — разговорчивый молодой человек — вновь внезапно приехал в Москву, а его появление здесь точно совпало с президентским Указом об увольнении Виктора Баранникова. И, похоже, увольнение это не последнее.

Кто следующий?

«Известия» 29 июля 1993 года