June 28, 2023

Народу не нужна власть, которая его обманывает


Михаил БЕРГЕР, «Известия»


В минувшие выходные вся страна жила в условиях нервных подсчетов старых и новых купюр и не менее нервных расчетных операций с деньгами старого и нового образца. Решение Центробанка России об обмене денег тяжело отозвалось и в ближнем зарубежье.

В прошедшую субботу Центральный банк России торжественно наступил на грабли, которые сам аккуратно уложил на своем пути 6 июля сего года. Многие, наверное, помнят, что ровно три недели назад ЦБ объявил о постепенном изъятии из обращения купюр образца 1961 — 1991 года как денежных знаков несуществующего государства — СССР. Как любезно разъяснял тогда ЦБ, делается это для устранения множественности модификаций денежных билетов одного достоинства.

Тогда же заместитель председателя Центробанка Александр Хандруев со страниц «Известий» заверил россиян, что старыми купюрами можно будет расплатиться «и через полгода, и через год». Вероятно, «Известия» должны извиниться перед читателями за то, что невольно стали распространителями вранья, исходящего от руководства Центробанка.

Сегодня тот же Хандруев объясняет общественности, что обмен денег производится исключительно в интересах российских граждан, которые страдают от наплывающих из СНГ рублей. Оставим за скобками этическую сторону вопроса. Представитель ЦБ не оригинален. В нашей стране давно уже стало народной приметой: если власти клянутся чего-то не делать — обязательно сделают. Рассмотрим содержательную часть мероприятия.

Объявив о постепенной замене купюр старого образца, ЦБ не мог не предвидеть, какую реакцию это вызовет в республиках ближнего зарубежья. Даже самые далекие от финансовых операций люди там наверняка догадались, что дело идет к денежной реформе, и подумали об «ответных мерах», то есть о том, чтобы избавиться от денежных билетов старого образца. И если Центральный банк, объявляя о долгосрочной процедуре изъятия старых банкнот, не в состоянии был спрогнозировать последующее усиление потока наличности из СНГ, то это свидетельствует о полной аналитической импотентности этого уважаемого органа.

По последним официальным данным, на конец мая в наличном обращении находилось 4 триллиона рублей. По экспертным оценкам, на сегодня прибавилось еще полтриллиона. Из этой суммы не более 20 процентов находится за пределами России, то есть что-то около триллиона. Но сколько из них старого образца? Определенного ответа на этот вопрос нет. Судя по тому, что в последние недели курс наличного обмена падал и был даже ниже, чем на Московской валютной бирже, лоток наличных рублей из СНГ не рос сколько-нибудь заметно. Значит, утверждения о рублевой интервенции «из-за бугра» (чем нынче мотивируют спешную обменную операцию) не очень убедительны или требуют хоть каких-то доказательств.

Более того, Верховный Совет 30 июня принял постановление «О государственных кредитах правительствам государств бывшего Союза ССР, использующих рубль», где в пункте 9 прямо сказано, что эти государства обеспечиваются рублевой наличностью образца 1961—93 годов. Постановление это действует, его не в силах отменить даже ЦБ, а значит, государства СНГ получали и будут получать новые рубли на законном основании. Иными словами, и проблему защиты российского денежного обращения эта мера не решает.

Как сказал заместитель министра финансов России Андрей Казьмин, более эффективным в этом плане было бы введение курсов рубля по отношению к рублям государств Содружества. Введение таких курсов помогло бы нормализовать расчеты с государствами СНГ и, следовательно, стимулировать промышленное производство в России. Однако вместо этого, говорит Казьмин, без всяких консультаций с Министерством финансов Центральный банк принимает решение об обмене денег. Это просто демонстрация несогласованности и нежелания согласовывать действии с правительством.

В дополнение к тому, что сказал замминистра, есть все основания утверждать, что не только Минфин и министр финансов, но и премьер-министр до позднего вечера в пятницу не знал о затее Центробанка. Уже хотя бы одно то, что решение ЦБ сводит на нет только что подписанное Черномырдиным экономическое соглашение с Украиной и особенно использующей рубль Беларусью должно было побудить его возражать, если бы с ним велись предварительные консультации. Судя по неофициальной информации и президент России не был информирован о готовящейся акции.

Установление лимита для обмена наличных в 35 тысяч свидетельствует о преемственности нынешнего мероприятия и павловского обмена сторублевок. И тогда, и сейчас отцы обменных идей ориентируются на средний заработок (по предварительным данным, средняя зарплата за июнь 37,8 тысячи рублей). И отметку об операции в Сбербанке снова будут проставлять в паспорте (а почему не татуировку на лбу, чтоб уж точно никто никого не обманул?), как учил в свое время последний премьер СССР.

По мнению западных экспертов, работающих в Москве, в ближайшие две недели в Россию хлынет поток старых купюр из СНГ и образуется черный рынок обмена. По их подсчетам, в среднем на одного россиянина приходится чуть более пяти тысяч рублей в старых купюрах. Значит, остальное они могут легально обменять один к одному, принимая старые рубли из СНГ со скидкой, например, два к одному. Путем простого умножения населения на 35 тысяч эксперты подсчитали, что суммарные права только частных российских граждан на обмен —- не менее 2,5 триллиона рублей плюс триллион потенциальные возможности нероссийского населения. А ведь есть еще и возможности юридических лиц. В результате каждые две тысячи из Казахстана или Беларуси могут быть обменены через посредников на тысячу новых рублей. Посредники же смогут обменять казахские или белорусские рубли один к одному, и Россия получит инфляционный удар, а ее соседи сократят денежную массу на своих территориях.

Явное отсутствие экономического смысла мероприятия, считает замминистра А. Казьмин, заставляет предположить, что решение имеет чисто политическую подоплеку. Оно принято в момент, когда президент и вице-премьер, отвечающий за финансы, находились в отпуске, когда парламент принял поправки к закону о Центральном банке, который полностью подчиняет ЦБ парламенту, практически изолируя президента от ЦБ и лишая его возможности даже предлагать кандидатуру председателя на утверждение парламенту.

Центральный Банк помимо своей воли дал прекрасную возможность всем ветвям власти проявить себя защитниками народных интересов. В первую очередь экстренного вмешательства ждут от президента, который мог издать указ о корректировке условий обмена денег. Это как минимум позволило бы ему дистанцироваться от действий ЦБ и снять с себя неизбежные обвинения в очередном ограблении народа. Спикер парламента уже успел использовать ситуацию, выразив возмущение организованным мероприятием. И только правительство решило взять на себя грех, распространив в понедельник заявление о поддержке странного мероприятия, к подготовке которого не имело никакого отношения, если не считать того, что Виктор Геращенко — член кабинета.

«Известия» 27 июля 1993 года