June 17, 2023

Москва. Лужники. Базар


Дмитрий ХРАПОВИЦКИЙ, «Известия»


Недавно «Известия» опубликовали цикл репортерских заметок о ларечной торговле в столице. Сегодня — новая тема. Московские «стадионные» рынки — народные лимбезы современной коммерции и криминалистики.

«ЛУЖНИКИ» — «ЛОКОМОТИВ» — «ЦСКА»: МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ ПО КОММЕРЦИИ

Жители домов, прилегающих к дороге на стадион «Лужники», привычные к ору российских тиффози, ныне молят власти закрыть проклятый вещевой рынок, криминализирующий их быт. Последнее потрясение они переживают с 26 мая и сопутствовавшей пистолетной пальбы, после чего милиция два часа продержала в лежку две мафиозные группировки.

«Лужники» — не единственное место в Москве, ставшее учебником современной коммерции и криминалистики.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА. НЕОЖИДАННОЕ ВОЗНЕСЕНИЕ НА РИЖСКОЙ

В один из дней начала июня 1991 года стояльцы и сидельцы вещевого рынка на Рижской были потрясены не слабее, чем ныне жители лужниковских окрестностей. Краны, взятые в кольцо ОМОНом, последовательно отрывали десятки частных ларьков от тверди государственного асфальта. Зрению беспристрастного наблюдателя становилась доступна печальная антисанитария, а обонянию — легко идентифицируемый запах.

На месте бывшего Шанхая возник бетонный забор. Внутри него стали строить двухэтажный корпус для последующей вещевой торговли. В первую очередь — одеждой, произведенной частными швеями, согласными нести перед покупателями обязательства по качеству своего произведения. Сейчас возведение корпуса близится к концу, и в скором времени узнается, насколько эффектна сказка в роли были.

Попытки сформировавшейся у Рижского рынка рыночной стихии в отместку захватить в плен «Детский мир» и ВДНХ властями с некоторой регулярностью пресекались. Это позволило «Лужникам» занять лидирующее положение на рынке свободной торговли вещами в Москве и даже заложить исторические основы московского мелкооптового рынка, который в ближайшее время, по мнению экспертов Московского коммерческого университета, будет активно развиваться.

«ЛУЖНИКИ». ДОРОГАЯ ТОРГОВЛЯ — НИЗКИЕ ЦЕНЫ

На данный момент в результате двухлетнего развития общественной и коммерческой мысли у руководства «Лужников», округа и милиции условия работы и цены здесь выглядят так. Цифру, характеризующую месячные объемы сделок на «Лужниках», руководство стадиона, связаться с которым удалось против ожидания легко, назвать не взялось. Торговля на таких рынках ныне — безналоговая, что подчеркивает невозможность ее точного официального учета и контроля. Примерную же цифру сборов от въезда машин с товаром на территорию «Лужников» можно вычислить и самим. Раньше — 2,5 миллиона, с первого июля — 3,5 миллиона в месяц (безнал, предоплата плюс, говорят, почему-то покупка шоколада) умножить на 30—75 грузовиков, выстраиваемых у Большой спортивной арены. Разделив на 20 примерно дней торговли (мешают выходные и футбольный чемпионат), получим и стоимость аренды очерченного места на асфальте — 175.000 рублей в день.

Пои таких расценках с апреля с легковушек здесь торговать стало невыгодно. Раньше с них брали 5.000 за въезд пустой, 10.000 — груженой. Спору нет, с легковушками проблем больше. Въезд их сегодня запрещен. Но въехать можно. Без гарантии последующего невыдворения. 30.000—40.000—неизвестному лицу. А в целом этот запрет вселил социальные надежды в профессиональных тележечников, которые стали со страшной силой доставлять и доставлять товар от торгующих грузовиков к вашему зазаборному авто. 5.000 в час. Плюс погрузка товара. Плюс его набор вместе с размышляющим меж грузовиков об оптовых котировках заказчиком. В сумме — 12—15 тысяч в час. Если на 5—10 минут просрочите — добавить не потребуют. При такой работе лишнего просто не надо.

Другие заработки таковы. По мнению десятка «хозяев», как ветки деревьев, несущих на себе всю последующую коммерческую розницу, одиночные «стояльцы» нынче зарабатывают до 250.000—400.000 в месяц. Сидельцы в лавках—до 500.000. Челноки — от 0 до 1.500.000. Стадионная обслуга — до 2.000.000. В тех же пределах (как ни покажется странным) зарабатывают воры игровые, кидалы (манипулирующие с Дензнаками фок\'сники) и карманники со своей высокой квалификацией. Рэкетир-исполнитель зарабатывает примерно как сиделец в лавках. Говорят, что если бы у него было больше, челноки и сидельцы переквалифицировались бы в рэкетиров. Так что определенный социально-финансовый баланс наблюдается. Хозяева скромно умолчали о своих доходах.

В «Лужниках» в последнее время, помимо лужниковского, активизировались также сотрудники соседних отделений милиции. Они считают высоким профессиональным долгом явиться после собственных трудовых будней на помощь лужниковским собратьям по форме, чтобы лично поучаствовать в искоренении несовершенств местной торговли. Своих коллег за эту помощь с честью выдворяют лужниковские милиционеры.

Вход в «Лужники» — 100 рублей в кассу или 100 рублей я руку контролеру (по оценке ученых, при 55—60 тысячах входных билетов посетителей здесь бывает до 100 тысяч). В связи с этим — великий учет и контроль каждой дырки в заборе. Это выгодно. Прогулка по нужде здесь обойдется в 25 рублей. Две сосиски — 300. Пиво — 150—250.

Но главная изюминка «Лужников» — цены здесь на 25—35 процентов ниже, чем в магазинах и коммерческих ларьках. Здесь не считает глупым отовариваться и часть городских ларешников.

При всех рассказанных про «Лужники» увлекательных или же неприятных вещах нельзя здесь пройти мимо попыток цивилизовать внешнюю сторону такой торговли. Растет число туалетов. Заметней стражи порядка. Руководство стадиона и районные власти ныне заказали лаже аналитическую работу обо всем этом специалистам из Московского коммерческого университета. Какая цель? Об этом — после окончания нашей экскурсии по рыночной Москве.

«ЛОКОМОТИВ». ВАКХАНАЛИЯ В КОЛЬЦАХ ЗАПРЕТОВ

Следующая остановка — стадион «Локомотив». Здесь расценки такие: туалет — 10 рублей (дешево, зато, ох, сердито), вход — 50 (в основном — на лапу контролеру, без квитанции), пара сосисок — на 100 рублей дешевле, чем в «Лужниках». Пиво — в среднем по такой же цене. Цены — выше, чем в «Лужниках*. Розница отличается от опта процентов на 15. «Советская» футболка: 2.100 — розница. 1.900 — опт. Кожаны — 40 и далее везде. Товар — чуть похуже. По крайней мере только очень ловкий взгляд способен в кромешной здешней толчее без промедления выбрать нужное. Глаза в основном употреблены на поиск возможности протиснуться к следующему ларьку.

Ларьки неизвестно чьи. Хозяев обнаружить не удалось. Однако откупить «место» на день можно прямо у сидельца. «Вот столько» (масштаб разведенных рук) потянуло на 12 тысяч в день. Хозяину, говорят, за место тут платят около 10.000 в день.

Обстановка, по словам моего давнего товарища, бывшего сотрудника МВД, архикриминальная. По-прежнему неизвестные лица могут снять с любой вешалки кожан и небрежно бросить сиделке: «Зайдешь сама знаешь куда». Куда? Никто не сообщил. Есть милицейские агенты в штатском. Но ситуацию они совершенно не меняют, словно присутствуя для каких-то высших целей. Впрочем, местные злые языки говорят, что для того, чтобы известные лица «не наезжали » на сидельца, милиции платят 1 тысячу в час. Иногда такую же плату приходится платить и известным лицам параллельно. После этого сиделец находится в состоянии полного коммерческого покоя. Невысокая, право, цена.

Конечно, даже при относительной удаленности жилых домов вещевой рынок у «Локомотива» — узилище. Похоже, рухнули попытки местных властей цивилизовать его. Сегодня здесь наблюдается разгул запретов. Нельзя подъезжать на легковых (торговля с легковых разогнана два месяца назад), нельзя даже заезжать (мешает абсурдный знак при съезде с эстакады) на прекрасно оборудованную дешевую стоянку, где вдобавок за какие-нибудь 3—4 тысячи в день выдают напрокат автоприцепы. Некий ловкач, заполучив разрешение лишь на выгрузку ковров из фургончика, весь день, поми. мс торговли, старательно выгружал ковры, развертывал, потом свертывал и загружал обратно. Он делал это и в десять, и когда я вернулся сюда к двум. Справедливости ради надо сказать, что вскоре внутри запретной для въезда зоны разместилась незаконная стоянка. Локомотивная фантасмагория резко усиливается, когда закрыты «Лужники». Поэтому отчасти можно понять выстраданное властями желание, чтобы все было спокойно. И кажется просто удивительным, почему около 40 тысяч граждан в день с этим не соглашаются, а нарочно устраивают здесь содом.

«ЦСКА». ЦЕНЫ НЕМНОГО ВЫШЕ «ЛУЖНИКОВ». ТОРГОВОЕ МЕСТО В ДЕСЯТЬ РАЗ ДЕШЕВЛЕ

В отличие от «Локомотива» два вещевых рынка при легкоатлетическом манеже ЦСКА дают на контрасте картину, кажущуюся удивительно ясной. Есть вещевой розничный рынок под трибунами манежа. А вокруг манежа — первая в Москве специализированная мелкооптовая ярмарка «Ходынка».

Сначала — о подтрибунной розничной торговле. Это место доступнее москвичам и гостям города, и поэтому цены здесь выше цен «Лужников» на 10—15 процентов. Но они ниже цен ларьков процентов на пятнадцать. Покупатель — в основном городской житель и пассажир с аэровокзала. Среди торговцев практически нет граждан из Азии и с Кавказа. Торгуют или самолично господа московские челноки, или наемные продавцы группами по 3—5 человек. Их нанимают хозяева товара, которые вечером принимают «кассу». Продавцам —- «навар». Питание-пицца, кофе, пирожные, пиво, вода. Есть камера хранения. Разумеется, туалет. Раньше с покупателей здесь брали за вход. Всего 10 рублей. Но когда под боком появилась мелкооптовая ярмарка «Ходынка», брать перестали.

У соседей за вход не брали. Так неожиданно сработал закон конкуренции. Хотя, собственно, о какой конкуренции можно говорить, если одни торгуют в розницу, а другие нацелились организовать мелкооптовую торговлю.

Цены мелкооптовой ярмарки «Ходынка» немного выше лужниковских. Но — ближе к центру города. Рядом аэровокзал. И очень дешев день торговли с грузовика — и после 1 июля это 12 тысяч. За месяц вперед платить не надо. Продавцы выиграли на сокращении издержек, покупателей привлекли доступность (это вовсе не «экспедиция» в «Лужники») и «бесплатность» входа. Партии товара можно перенести до своей легковушки и вручную — все рядом. Продавцы ориентируются в основном на мелкооптового покупателя. Огороженное пространство, лелеемое своей службой охраны, может вместить до 200 грузовиков, но пока здесь более 35 грузовиков не наблюдалось. Рэкета, говорит местная милиция, пока — тоже. Зафиксированный максимум посещаемости—15 тысяч посетителей в день. Особый приток здесь — когда не работает «Лужа» и коммерцпассажиропотоки сюда направляет вконец измученная администрация Московского метро и милиция, увещевая вещеносцев по радио.

О ЧЕМ ДУМАЮТ «ТРЕНЕРЫ» СТАДИОННОЙ КОММЕРЦИИ

Тысячи писем в департамент потребительского рынка Московской мэрии посвящены стадионной коммерции. Подавляющее большинство авторов приговаривает ее к смерти.

Но совершенно очевидно, что теснимый со стадионов подобный рынок будет находить себе все новые и новые пристанища, вовлекая в околорыночный стресс все новые и новые контингенты жителей. Стадионы сегодня оказались все-таки наиболее приспособленными местами для такой торговли. Департамент потребительского рынка мэрии пытается, учитывая глас народа, смотреть-таки рыночной правде в глаза.

Недавно этот департамент заказал специалистам Московского коммерческого университета прогностическое исследование по проблемам стадионных рынков.

Виктор Зонов, доцент МКУ, отмечает, что собственно стадионную торговлю в «Лужниках» можно бранить, но она все-таки имеет признаки организации. Арендная система, платные разрешения на право продажи с рук, ларьки с питанием, туалеты. С очередью же, тянущейся от метро «Спортивная» до главного входа на стадион, милиция ничего поделать не может. Значит, нужно так строить стадионную торговлю, чтобы таких очередей не возникало. Цель исследования МКУ — дать какие-то ориентиры организаторам подобных торжищ в Москве и в других городах. Сейчас обобщается накопленным печальный и непечальный опыт, чтобы отлиться в самое ближайшее время в рекомендации по борьбе с антисанитарией, охране порядка, предоставлению услуг. То есть создание нормативов, которые позволили бы таким рынкам более-менее нормально функционировать. Зонов подчеркивает, что следующий этап, которым уже сейчас индуцируется жизнью, — целенаправленное создание мелкооптовых рынков, подобных «Ходынке». Он также подчеркнул: без рынка «Лужники» вынуждены были бы просить у государства каждый месяц полмиллмарда рублей дотации.

Подобные рынки, подчеркивают ученые, сохранятся до тех пор, пока у нас не будет реальной конкуренции на внутреннем рынке, пока у потребителя не будет реального выбора, пока у киоскера, владельца маленького магазина не будет выбора в области оптовых поставок, цен, кредита. Нужна более высокая обеспеченность торговыми площадями, чем ныне (для справки, в СССР на долю каждого покупателя приходилось в 4—5 раз меньше торговых площадей, чем в Европе). Когда возникнут такие условия — стадионные рынки будут отмирать. Когда же это произойдет — вопрос, конечно, исторический. Пока же, считает Зонов, сделать «всем красиво» не удастся. При желании власти могут относительно стабилизировать ситуацию на подобных рынках. Или закрыть их. Но тогда свой вариант стабилизации предложат другие структуры. Проблему же закроет только развитой рынок.

«Известия» 14 июля 1993 года