June 22, 2023

В Великобритании готовится взрыв плутониевой «бомбы» из России. Доживем до вторника... 


Виктор ЛИТОВКИН. Владимир МИХЕЕВ, «Известия»


В следующий вторник британская телекомпания Ай-ти-эн намерена взорвать маленькую бомбу: исходным материалом ей послужит плутоний российского происхождения. Не стоит более мистифицировать читателя: речь идет о готовой разорваться сенсации, для которой в качестве «критической массы» использованы детективные похождения известного английского журналиста Роджера Кука. В Москве один теневой делец предложил ему приобрести 25 килограммов плутония, пригодного для создания ядерного оружия.

Как заявил представитель телекомпании «Центральное телевидение» Питер Раштон, английскому репортеру предложили удостовериться в доброкачественности товара. Ему дали «на пробу». Проверка в одной из неназванных московских лабораторий показала: «Нет никаких сомнений в том, что этот плутоний годится для изготовления ядерного боеприпаса» (цитируем П. Раштона).

Однако далее Роджер Кук не стал испытывать судьбу. Он не пошел на встречу с торговцем плутонием, не заплатил ему ни пенса, а вместо этого прямым ходом отправился в Лондон, где готовится к выходу в эфир его авторская передача.

В комментарии Джона Хассарда, крупного эксперта из Лондонского королевского колледжа напоминается о том, что наследие советского ядерного потенциала составляет 200 тонн плутония, который находится в настоящее время в полном распоряжении России. В «полном» распоряжении? «Здесь заключена опасность... есть беспризорный плутоний, — утверждает лондонский эксперт. — Но, правда, нужно видеть различие между образцом, выданным на пробу, и партией в 25 килограммов».

Подсчеты показывают: этого количества достаточно для изготовления из 25 килограммов 4 ядерных бомб.

Российские специалисты, к которым мы обратились с просьбой прокомментировать телеграмму агентства Рейтер, увы, отказались серьезно обсуждать этот вопрос. Для производства ядерной бомбы, сказали они, конечно, нужен плутоний, правда, не всякий, а только 239-й. Это — искусственный изотоп, в природе не встречается и может быть изготовлен лишь в заводских условиях, в реакторе.

Для изготовления бомбы необходимо делящееся вещество массой в 20 кг урана-235 либо 5 кг плутония-239, но их одних явно недостаточно. Нужны еще специальная технология, ноу-хау, мощное производство, которым обладают пока лишь отдельные государства. Как члены «ядерного клуба», так и те, что способны присоединиться к нему в ближайшее время.

От нескольких граммов лабораторного вещества — а специалисты предполагают, что именно оно могло быть предложено корреспонденту для анализа — до самой бомбы дистанция беспредельная. Пугать им человека с улицы можно, сделать что-либо путное — нельзя.

Кроме того, объяснили нам, хранение делящихся веществ на заводах Минатомэнерго и на базах Минобороны организовано так, что до сих пор не было и нет ни одного серьезного случая потери сколь-нибудь значимого количества урана-235 или плутэния-239. Система их учета и охрана за долгие годы налажена столь тщательно, что возможность украсть составляющие атомного оружия практически сведена к нулю.

Ни один громкий скандал, поднятый в западной прессе по поводу так называемой «нелегальной продажи» за рубеж российского урана и плутония, не подтвердился, говорят они, хотя опасения о том, что такое может случиться в стране, где физики-ядерщики, производственники и ученые, поставлены на грань выживания, далеко не беспочвенны. В то же время, считают специалисты, часто эта проблема подогревается искусственно. За подобными событиями всегда стояли и стоят интересы мировых монополистов-торговцев делящимся веществом, которые стремятся не допустить на мировой урановый рынок такого мощного конкурента как Россия.

Так это или нет, — покажет время. По крайней мере — вторник будущей недели. Интерес к передаче телекомпании Ай-ти-эн коллеги из Рейтера сумели создать. Но вряд ли мы сумеем узнать из нее конкретный адрес, где же все-таки тот «черный рынок» оружейного плутония.

«Известия» 9 июля 1993 года