June 15, 2023

Расследование установило

Как уже сообщала наша газета, з июня в истребительном авиаполку, дислоцированном на аэродроме Домна (30 км юго-западнее Читы), во время плановых полетов на выполнение задач боевой подготовки не возвратились два самолета МиГ-29.

Их летчики отрабатывали одно из наиболее сложных упражнений курса подготовки истребителей — перехват ночью скоростной воздушной цели. Ее имитировал один из самолетов, а другой осуществлял поиск и поражение.

Столкновение в ночном небе на догоне оказалось неожиданным для атакующего летчика. Покинуть аварийную машину он не смог. Пилот самолета-цели катапультировался благополучно. Самолеты упали в безлюдном районе.

А между тем…

В последнюю неделю июня потеряно еще три боевых самолета. На аэродроме авиации ПВО Домбаровский (80 км юго-восточнее Орска) при тренировочном полете двухместною учебно-боевого самолета-истребителя МиГ-23УБ отказала система уборки шасси, а затем возникли затруднения в управлении самолетом. На посадочной прямой управление отключилось полностью, и катапультирование стало неизбежным.

Не менее сложная ситуация возникла в полете на пилотаж истребителя МиГ-29, стартовавшего с аэродрома Мары. В верхней точке петли Нестерова (по-обиходному — «мертвой») сработала сигнализация о возникновении пожара, факт которого подтвердили и с земли. Летчик, выполнив необходимые действия по локализации возгорания, произвел экстренную посадку. Но на пробеге возникли свои осложнения— не выпустился тормозной парашют, а само торможение шло неэффективно. Пилот катапультировался. Через несколько секунд, столкнувшись с препятствием за пределами бетонки, самолет взорвался.

Третий случай произошел на подмосковном испытательном аэродроме Раменское, также на «спарке» (самолет с двойным управлением) МиГ-23УБ, которую пилотировали два летчика из авиапромышленности. Сработал сигнал пожара на двигателе. После остановки двигателя (на этом типе самолета он единственный) и оценки обстановки повторный его запуск не состоялся. И вновь катапультирование.

К сожалению, все случаи авиапроисшествий связаны с ненадежностью техники.

«Российская газета» 7 июля 1993 года