June 12, 2023

Эскалация спора субъектов Федерации: провозглашена Уральская республика


Александр ПАШКОВ, «Известия»


1 июля большинством голосов депутаты Свердловского облсовета приняли решение образовать на территории Свердловской области Уральскую республику.

Политический смысл решения ясен: президентская команда (а губернатор Э. Россель и спикер местного парламента А. Гребенкин безусловно принадлежат к ней) пытается создать мощный противовес национальным республикам. Не случайно свердловчане получили согласие соседних областей называться «Уральской» республикой, что подразумевает в дальнейшем вхождение в ее состав.

На Конституционном совещании не прошла идея территориального, губернского, деления России — возобладал национальный подход, заложенный большевиками в 1918 году. Поэтому, на мой взгляд, в ход пошла домашняя заготовка — инициатива снизу по уравниванию прав областей и краев с республиками. Свердловчане не скрывают, что по ходу Конституционного совещания убедились: преобладание суверенов блокирует решение о предоставлении равных прав областям и краям и потому попытались взять эти права сами.

Причем речь идет не о создании суверенного государства, о каком-либо отделении от м России, о разрушении российской государственности, а лишь о свободе принимать жизненно важные для области социально-экономические решения, тем боле что большинство жителей на референдуме 25 апреля ответило «да» на пятый вопрос: «Согласны ли вы с тем, что Свердловская область своими полномочиями должна быть равноправна с республиками, входящими в состав Российской Федерации?».

Областной Совет и администрация подготовили проект указа президента и постановления правительства о самостоятельности области. Пришли положительные резолюции от Ельцина и Черномырдина. Но стоило этим документам опуститься вниз, как были получены восемнадцать отрицательных виз. Чиновники прекрасно понимают, что дотационные республики, несмотря на свою внешнюю самостоятельность, всегда будут зависеть от них. В отличие от мощных областей.

— После подписания Федеративного договора в развитии Российского государства и права возникли острые проблемы и наметились существенные противоречия, — считает Россель. — Бывшие шестнадцать автономных республик согласно договору автоматически становились суверенными государствами. Пять автономных областей тоже провозгласили себя таковыми.

Дело, естественно, не в названии. Республики самостоятельно определяют систему органов власти и управления, бюджетную и налоговую политику, координируют и контролируют деятельность организаций, подчиненных Федерации, осуществляют административно-территориальное деление. Таким образом, совместно с центром они обеспечивают правовое регулирование административно-процессуальных, трудовых, семейных отношений, а также интеллектуальную собственность. По мнению тех, кто предложил создать Уральскую республику, суверенитет национальных республик вошел в конфликт с суверенитетом России. Татарстан, Башкортостан, Тува и ряд других государств объявили себя фактически субъектами международного права и установили ассоциативные отношения с Россией, фактически подменив федеративные отношения конфедеративными. А это ведет к развалу единой России.

— По нашему твердому убеждению, все субъекты Федерации должны быть равны в политических, экономических, нормотворческих правах. А принцип деления страны должен быть территориальным.—считает Россель.

Для меня провозглашение Уральской республики не было неожиданностью. За год гайдаровских реформ область, вторая в России по промышленному потенциалу, стала набирать серьезные обороты. Активно вышла на внешний рынок, достигла высоких темпов в приватизации, сохранила устойчивость в обстановке повсеместно углубляющегося экономического кризиса. К концу прошлого года темпы падения производства здесь замедлились, удалось сохранить большинство производственных коллективов, основную массу средств производства. Наметились положительные сдвиги на предприятиях оборонного комплекса, большинство директорского корпуса преодолело растерянность, постепенно приспосабливаясь к новым рыночным отношениям.

Вот тут-то область и стала ощущать все большее сопротивление чиновничьих структур, традиционно управляющих из Москвы ее промышленным потенциалом. Забота о благополучии населения полностью легла на плечи местных властей, а права остались прежними, вытекающими из статуса области.

Я присутствовал на беседах руководителей области, ее крупнейших предприятий с Е. Гайдаром, с первым заместителем Черномырдина О. Сосковцом. Их суть: не мешайте, дайте больше самостоятельности, и мы сможем справиться с кризисом, наладить нормальную экономику. В действующих же условиях многочисленные контакты с зарубежными политиками, бизнесменами, как правило, дают небольшой практический результат — огромный потенциал области, по сути, не работает, скованный вчерашними инструкциями и постановлениями.

Вместе с тем на сессии, где решался вопрос об образовании Уральской республики, прозвучали и вполне здравые сомнения.

И прежде всего в том, не приведет ли оно к распаду Российского государства, к его ослаблению. Нельзя ли в рамках старого территориального деления добиться тех же результатов, не называясь республикой?

По мнению Росселя и Гребенкина, с образованием Уральской республики Россия станет более прочной, погасив центробежные силы определенных националистических групп, которые берут власть в некоторых республиках. Восстановится равноправие всех граждан России независимо от их национальной принадлежности. Достичь этого постепенным набором прав областей и краев уже невозможно — процесс суверенизации зашел слишком далеко.

ЕКАТЕРИНБУРГ.

«Известия» 3 июля 1993 года