Ракетный удар США по Багдаду создаёт новые проблемы, но не решает старые
Ракетный удар по Багдаду, нанесенным в воскресенье Соединенными Штатами в порядке возмездия за попытку покушения на жизнь бывшего президента Джорджа Буша, продолжает оставаться сенсацией номер один для всех средств массовой информации.
Объявляя о ракетной атаке, главным объектом которой была штаб-квартира иракской разведывательной службы, президент Уильям Клинтон заявил в телевизионном обращении к стране: «Иракское руководство теперь должно знать, что мы будем бороться с терроризмом, что мы будем предотвращать агрессию, что мы будет защищать своих людей».
Несостоявшаяся попытка покушения на Джорджа Буша, которое должно было быть совершено во время визита бывшего президента в Кувейт в середине апреля, правительством Соединенных Штатов расценена как «преступление, дающее нам право на самооборону». По словам Леса Эспина, шефа Пентагона, «такое право дается нам в соответствии со статьей 51 Устава ООН. И мы решили воспользоваться этим правом».
Покушение должно было состояться 13 апреля: предполагалось, что автомашина, начиненная взрывчаткой, взорвется как раз в то время, когда в соседнем здании начнет выступать на митинге Джордж Буш. Машина — японская «Тоёта» — была обнаружена и обезврежена кувейтской службой безопасности. Было арестовано 16 человек, обвиненных в причастности к организации покушения.
Приказ о ракетном ударе, в котором были использованы двадцать три крылатые ракеты «Томагавк», запущенные с двух американских кораблей в Красном море и в Персидском заливе, был отдан президентом Клинтоном еще в пятницу, вскоре после того, как он ознакомился с детальным докладом, представленным ему ЦРУ, Федеральным бюро расследований и содержащим, по словам Белого дома, неопровержимые доказательства причастности Ирака к попытке покушения на Буша. Однако удар был нанесен только ранним утром по багдадскому времени в воскресенье. Вашингтон не хотел обрушивать ракеты на Багдад в мусульманский праздник и, во-вторых, стремился избежать ненужных жертв: по расчетам тех, кто готовил операцию, в ночь с субботы на воскресенье в штаб-квартире иракской разведслужбы было бы не так уж и много людей.
На экстренном заседании Совета Безопасности ООН, созванном во второй половине дня в воскресенье по инициативе Соединенных Штатов, американский постпред Мадлен Олбрайт продемонстрировала некоторые из доказательств того, что покушение планировалось именно иракцами. На фотографиях, показанных ею, взрывные устройства, обнаруженные в «Тоёте», выглядят совершенно так же, как взрывные устройства, захваченные у иракских спецслужб в прежних операциях.
Выступивший на той же сессии СБ постоянный представитель Ирака резко осудил действия Соединенных Штатов, назвал их агрессией и выразил недоумение, почему Вашингтон сам по себе, не прибегая ни к каким судебным процессам, даже не пытаясь получить разъяснения от Ирака, вынес Багдаду приговор «виновен» в деле о покушении на Буша.
Сразу же после того, как «томагавки» ушли на Багдад, Клинтон связался по телефону с Бушем и сообщил о начатой операции. Еще до начала операции Клинтон провел консультации с руководителями конгресса, которые целиком поддержали решение президента.
Каждая из 23 ракет стоит, по оценкам печати, 1,1 млн. долларов, каждая оснащена боеголовкой весом до полутонны. В воскресенье генерал Колин Пауэлл, председатель Комитета начальников штабов, сообщил, что семь ракет цели не достигли. Три из них попали в жилые кварталы. И Белый дом, и Пентагон расценили операцию как «очевидный успех».
Однако некоторые из специалистов выражают сомнение в военной целесообразности этой акции, считая ее сугубо символической и пропагандистской. Как отмечают эти специалисты, иракская разведслужба разбросана по многим зданиям, в том числе и подземным, не только в Багдаде, но и в других районах страны. Кроме того, разведслужба иракцев не настолько оснащена технически — компьютерами, спутниками и так далее, — чтобы удар по штаб-квартире, даже очень эффектный, вывел бы разведслужбы из строя. Главный «арсенал» иракской разведки — люди. Разрушение штаб-квартиры в Багдаде не даст, вероятнее всего, того результата, на который рассчитывали в Вашингтоне.