June 11, 2023

Мы хотим создать портрет времени на нашем фоне,

говорит Лев Новоженов


Совсем недавно в прямом эфире 4-го канала «Останкино» впервые появилась новая программа с несколько игривым названием «Времечко», а в ней — необычный ведущий — известный писатель-юморист, постоянный автор «Фантиков» в «Московском комсомольце» и к тому же мой давний знакомый — Лев Новоженов. Его родная газета живо откликнулась на это событие, заметив, что «после долгой и продолжительной работы от нас скоропостижно ушел Лев Юрьевич Новоженов. 4-й канал телевидения безжалостно вырвал из наших рядов одно из лучших и талантливейших перьев редакции».


Елена Владимирова


Ты действительно работал в «Московском комсомольце» «долго и продолжительно»?

— Время — это категория условная. Я проработал в «МК» 13 лет. Для меня они пролетели как одно мгновенье. Было много всего — работа, любовь, дружба, вражда. Я пришел туда как юморист, а в последний год был заместителем главного редактора. Сейчас многие юмористы, среди них Александр Кабаков, Игорь Иртеньев, выбились в начальники.

— Что же заставило тебя покинуть любимую газету и ринуться в новое, непривычное для тебя дело?

— Дело в том, что, когда становится слишком тихо и спокойно, я начинаю беспокоиться. Конечно, у нас, как и в любой газете, жизнь достаточно беспокойная, но я стал ясно видеть, что будет со мной через два года, через три, и это меня испугало. Жизнь — движение. Когда же движение прекращается, наступает смерть. В какой-то момент меня напугало ощущение смерти. Это совпало с приглашением на телевидение. Я решил «ломать фишку», как говорят игроки, уйти в неизвестность. Поэту, чтобы писать, нужно влюбляться. Я в душе, наверное, тоже поэт, поэтому и ищу новые приключения. Кажется, сейчас я нашел их достаточно.

Портрет Новоженова на фоне времени

— А кто именно пригласил тебя на телевидение?

— Меня пригласили директор 4-го канала Анатолий Малкин и главный режиссер этого же канала Дима Дибров. Люди, которые мне очень нравятся и взгляды которых я разделяю. Так что я ушел не просто на телевидение, я ушел к определенным людям.

— Видимо, вас свел с Дибровым «Московский комсомолец»?

— Да, он устраивался туда на работу при мне, но не в мой отдел, хотя у него бойкое перо и он писал очень неплохие юмористические рассказы.

— «Времечко» мне кажется родной сестрой рубрики «Срочно в номер» «Комсомольца».

— Идея создания этой программы принадлежит Диброву. Он и хотел делать передачу на базе этой скандальной рубрики. Не получилось. Главным образом потому, что нельзя делать два дела одновременно. Нужно выбирать. Я выбрал. Мне кажется, что читателю и зрителю сейчас интереснее всего именно журналистика, основанная на фактах и реальных документах. Мы хотим сделать авторскую информационную программу, как это ни звучит парадоксально. Ведущий программу должен раскрыть свое отношение к той информации, которую он передает в эфир, а не говорить бесстрастным тоном, предоставляя зрителям разбираться в ней.

— Несколько дней подряд ты ведешь «Времечко». Это твоя единственная обязанность?

— Я являюсь заместителем генерального директора 4-го канала, а кроме того, одним из руководителей информационной программы, одним из ее ведущих и автором. «Времечко» только начинает свою жизнь. Мы намереваемся делать большую информационную программу, где, кроме этой передачи, будут и другие.

— Разве недостаточно у нас на телевидении информационных программ — несколько раз в день мы смотрим «Новости» по 1-й программе, «Вести» — по российской, да еще огромный блок «Утро»?

— На самом деле информации у нас на телевидении нет. То, что показывают информационные программы, никакого отношения к жизни обыкновенного человека не имеет. Он совершенно не может понять, зачем ему знать курс ваучера и как это может изменить его жизнь. Или почему для него так важно, будет принята Конституция или нет. То есть он догадывается, что, если такие умные люди упорно говорят об этом, значит это действительно важно, но почему — понять не может.

— Мне кажется, что по стилю ваша передача сильно смахивает на «Экспресс-камеру».

— Наверное, мы в чем-то похожи и на «600 секунд», и на «Взгляд», и на «Тему». Это естественно. Ребенок должен на кого-то походить. Мы же пришли не на пустое место.

— Вы идете на прямой контакт со зрителями. Без конца звонит телефон, и ты как ведущий отвечаешь зрителям. Не боишься, что на какой-то вопрос не сможешь ответить?

— В этом нет ничего страшного. Не стыдно признаться, что ты чего-то не знаешь. Главное — уметь размышлять в кадре, а не иметь готовый ответ на любой вопрос.

— Какие качества телевизионного ведущего кажутся тебе самыми важными?

— Искренность, органичность и умение своими словами рассказать о событии.

— До того как ты пришел на 4-й канал, телевизионный опыт у тебя был?

— Я часто выступал на телевидении как автор рассказов и их исполнитель, писал сценарии. Я понял, что телевидение сейчас — самое интересное. Может быть, и самое беспокойное, но интересное — безусловно. Я начал новую жизнь. А переход из одной жизни в другую означает переход из удобной жизни в неудобную. Значит, надо сделать ее удобной. Это как с женщиной — самый интересный период, когда ты ее добиваешься, потом начинается более или менее спокойный период, ты начинаешь почивать на лаврах, и становится скучно.

— Гостем одного из ваших ночных выпусков был режиссер Михаил Шойферт. Он давал советы, как себя вести в критических ситуациях, отвечал на звонки телезрителей. Каков принцип отбора гостей во «Времечко»?

— Мы хотим создать телевизионный телефон доверия. Если человеку не спится, одиноко, хочется с кем-то поделиться своими тревогами, он может пообщаться с нами. Мы будем приглашать самых разных людей — это может быть и бомж, и человек, отсидевший срок, а может быть и приговоренный к смертной казни. Главное, чтобы это был человек с определен,.ным житейским опытом, который может выслушать, дать совет.

— Ваша программа делает только первые шаги. Какой вы ее себе представляете в идеале?

— Мы хотим рассказать о времени, в котором живем, показать те его приметы, которые не находят места в официальных информационных программах. То есть мы хотим создать портрет времени на нашем фоне.

«Независимая газета» 26 июня 1993 года