В преступном мире он мог всё
Скончался один из лидеров уголовного мира бывшего СССР
В «Известиях» № 99 этого года, в материале «Анатомия убийства», мы уже рассказывали о том, что сегодня происходит в уголовной среде — как и почему сводят между собой счеты «крестные отцы» доморощенной мафии. Очередная смерть одного из них приоткрывает новые факты из жизни уже известных нам героев…
Подарок для террориста
23 июня в 11 часов 10 минут утра в специальном отделении московской больницы, не приходя в сознание, умер Рафаил Мкртичевич Багдасарян, 1930 года рождения. Посвященным он был более известен как «вор в законе» под кличкой Сво. Десятилетия имя этого человека наводило ужас на представителей преступного мира Советского Союза, а потом и того, что от него осталось. Хорошо знали Сво в Интерполе, в криминальных полициях США, Германии, стран Бенилюкса… И хотя перемещения сановного подследственного держались в строжайшем секрете (из лефортовского изолятора Министерства безопасности его привезли в больницу и прооперировали под другим именем), все равно через два часа после смерти соратники уже знали — «крестного отца» больше нет.
Что поделаешь, как обычно бывает в таких случаях, в ближайшие дни Москву ожидают очередные помпезные похороны.
О «творческом пути» покойного вряд ли напишут романы. Но в своей специфической среде его история, конечно же, станет легендой. Юный Рафик в школу пошел с восьми лет. По воспоминаниям современников, каких-либо увлечений не имел, учился посредственно. Зато обладал необычайно общительным характером. В одиннадцать лет совершил первую кражу. С шестого класса оставил школу вовсе. С 1944-го по 1984 год неоднократно привлекался к уголовной ответственности за кражи, грабежи (в том числе под видом сотрудника милиции), злостное хулиганство, незаконное хранение наркотических и веществ… Всего судимостей у Багдасаряна — 15, сроки отсидел полностью, от звонка до звонка. Общий тюремный стаж-34 года.
В лагерях и тюрьмах Сво систематически нарушал режим, отказывался работать, нападал на должностных лиц и пытался, правда безуспешно, совершать побеги. Впрочем, и для следователей Рафаил Мкртычевич подарком не был. За свою долгую и бурную жизнь не дал ни одного показания, не подписал ни одного протокола.
В 1972 году его посвятили в «воры в законе».
Наибольшую роль в жизни преступного мира Сво стал играть где-то с 1988 года, после смерти лучшего друга и тогдашнего лидера Валериана Кучулория по кличке Писсо.
С того времени собирал деньги, взимал дань, играл роль «третейского судьи» в «разборках» между группировками. Удачно вписался в новые экономические отношения, да так, что на одном из сходняков преступной элиты (по некоторым сведениям, в Минеральных Водах), чуть не «получил по ушам» за слишком вольное обращение с общаком — воровской кассой…
В последний раз арестовали Сво 23 декабря 1992 года. В этот день оперативники ворвались в номер 621 московской гостиницы «Минск». Там находились Багдасарян и его помощник Магеррамов. При «воре» армянине и его друге азербайджанце нашли странного вида автомат. Как впоследствии выяснилось, это был знаменитый девятнмиллиметровый пистолет-пулемет «Айграм» (IGRAM mod 2000 VI § СО DF GROTIA NO. В 0184) с глушителем. Страшная эта машина выпускается крайне ограниченным «тиражом» для спецподразделений США и является вожделенной мечтой для террористов и наемных убийц всего мира. Кроме прочих достоинств, «Айгра » имеет внешнее покрытие, на котором не остается отпечатков пальцев…
Чтобы максимально сократить контакты с волей, плененного «вора в законе» сразу же поместили вместо привычных Бутырок в следственный изолятор Министерства безопасности в Лефортово…
Правда, если быть предельно откровенным, последняя охота на Сво началась гораздо раньше того зимнего вечера и открыли ее сотрудники службы безопасности посольства США в Москве. Они еще осенью поставили в известность своих российских коллег, что знаменитый преступный авторитет Рафик Мкртычевич уже «достал» их своими попытками добыть американскую визу при помощи поддельных документов.
При ближайшем, но незаметном для «вора в законе» рассмотрении выяснилось: заграничных паспортов у Багдасаряна — три.
Первый (21 № 0531592) был выхлопотан в МИД России через общество «Динамо» 13 марта 1992 года. В нем практически все — и имя, и фамилия — соответствовало действительности. Изменен только год рождения. Незначительная эта деталь позволяла обладателю 34-летнего тюремного стажа при проверке через информационный центр МВД выглядеть несудимым. С этим паспортом Сво по «ведомственным» делам с легким сердцем посетил Бельгию, Нидерланды и, наконец, ФРГ. С ним же собирался и в США. Паспорт в посольство, как нам сообщили, отвозил его помощник Магеррамов и получил отказ. Американцы не захотели пускать к себе господина Багдасаряна с «неустановленной» датой рождения.
Пока загадка, почему в свое время так же не поступили немцы, которые тоже прекрасно знали, кто к ним едет. Хотя, по одной из информаций, все время, что Сво находился в ФРГ, глаз с него не спускали. Фиксировали любой шаг, каждую встречу. А тот, говорят, имел там общие дела с бывшим нашим гражданином Осиком Ман-дельбаумоч и через «земляка», ставшего тоже «немцем», Гари Джибу договаривался о приобретении «Айграма». Гарри, к сожалению, теперь ничего о тех переговорах сказать не сможет. Первого декабря прошлого года найден убитым в своей квартире в Берлине.
«Вора в законе» отказ американских чиновников не смутил. Через посредство друзей в Министерстве культуры России он выправил себе два новых заграничных паспорта. Один (21 № 0734273) от 21 августа 92-го года как заместителю директора фирмы «МАГ» Рафаилу Согомо-няпу, как будто выезжающему по приглашению федерации шашек республики Польша, другой — (21 № 0730787) от 16 сентября на имя Рафаила Алексаняна, уже артиста…
С паспортом Согомоняна в американское посольство ездил хлопотать некий Т. Асланлы (Асланов), подписывающийся как постоянный представитель в Москве Азербайджанского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом — общество «ВЭТЭН». Кстати, свидетели утверждают, что у самого Асланлы три паспорта: советского образца общегражданский, синий заграничный служебный и зеленый заграничный дипломатический. Но это все равно не помогло ему достать визу «соотечественнику» Багдасаряну-Согомоняну. А вот Багдасарян-Алексанян попал в хорошую компанию…
Убить кого-нибудь в США
В материале «Анатомия убийства» мы рассказывали, как пуля снайпера сразила Валерия Длугача, «вора в законе» по кличке Глобус, а через несколько дней из пистолета застрелили его ближайшего сподвижника Анатолия Семенова — Рембо. Сегодня в организации этой операции подозреваются «вор в законе» Петрик (Алексей Петров) и его верный адъютант Михаил Радько (в предыдущей публикации Миша Р-о).
Однако, как выяснилось, не так давно он собирался посетить США именно вместе с Петриком и Мишей. Зачем? Предполагалась встреча с «дедушкой советского рэкета» С. Иваньковым — «вором в законе» по кличке Япончик. Тот довольно плотно осел в Америке. Как утверждают близкие ему люди, работает в полном согласии с тамошней мафией и имеет свою долю в игорном бизнесе. Кроме встреч с соотечественниками, планировалось и убийство. Кого — пока не известно. Для этого, собственно, и брался с собой «солдат» Радько.
Вызов троице прислал некий Алекс Варшавский, урожденный Риги, ныне житель Бруклина, бывший советский гражданин, недавний нью-йоркский таксист. Оформить визы пытались через фирму «Эллис Лак». В разрешении на выезд Алексанян (Багдасарян) значится старшим инженером «Эллис Лак», Петров — менеджером, а «солдат» Миша Радько — ведущим специалистом (что соответствует в какой-то степени действительности). Справка-согласование, где должны указываться судимости, и где, конечно, ничего не было, на всех троих оказалась выправлена на бланке Министерства Информации и печати. Но и это не помогло. Америка отказалась принять посланцев страны первичного накопления капитала.
Но и дотошных американцев нашим удается обдурить. Подельник Багдасаряна Фикрет Магеррамов, трижды привлекавшейся к уголовной ответственности, спокойно два месяца прожил в США, приехав туда по паспорту на фамилию Ахадов (21 № 0406213, выдан 28.12.91). Имел он и второй загранпаспорт на собственную фамилию, с измененным, естественно, годом, и местом рождения (21 № 0576(66 от 06.07.92). Нашли у Фикрета и международные водительские права (АВТ № 217727 от 25.06. 92), полученные им, жителем города Баку, непосредственно в Москве. Что, наверное, нормально для человека, трижды в своей жизни признанного судебно-Медицинской экспертизой умственно неполноценным…
Последние дни «крестного отца»
Не попав в Нью-Йорк, Багдасарян продолжал жить в гостинице «Минск», занимаясь своими нехитрыми воровскими делами. По утверждению конфиденциальных источников, немало времени уделял покупке и отправке вооружений военизированном армянским формированиям. За несколько дней до ареста речь шла о заключении сделки на поставку зенитных систем. 21 декабря в гостиничном номере «Минска» раздался звонок из Германии — предупредили: ждите посылку. 23-го Магеррамов встретил нужного Человека, забрал у него «Айграм» и привез обратно в гостиницу.
Весь этот день Сво было не по себе. То он устраивал какие-то разборки с автомобилями. То слушал историю, как Глобус мечтал познакомиться с Япончиком, постоянно звонил ему. Съездил в Америку в гости к «дедушке» и вернулся оттуда счастливый до беспамятства. Вдруг ни с того ни с сего сам начинал рассказывать, как в 50-м году во время бунта: в тюрьме сломал руку надзирателю, которую тот неосторожно просунул сквозь решетку. Может, по-волчьи чуял скорый конец? Вскоре ворвалась группа захвата. Арест, Лефортово…
В следственном изоляторе МБ, его избил сокамерник. Требовал, чтобы «вор в законе» тоже принимал участие в уборке помещения.
13 июня приехали немецкие полицейские. Среди прочего они хотели допросить Багдасаряна о нескольких убийствах на своей территории. Увидеть его им так и не удалось. 18 июня Сво начало рвать с кровью. Его отвезли в больницу и срочно прооперировали. 19-го немцы уехали. 23-го в 11.10 он скончался. Так ничего и никому не рассказав…