June 10, 2023

Ректоры предупреждают, что в вузах страны складывается предзабастовочное состояние


Инга ПРЕЛОВСКАЯ, «Известия»


23 июня во дворце культуры Московского авиационного института открылся внеочередной чрезвычайный съезд Российского союза ректоров, созванный по инициативе Московского и Санкт-Петербургского советов ректоров, которую поддержали в других вузовских центрах. Только крайние обстоятельства заставили руководителей высших учебных заведений в самую горячую пору года незамедлительно съехаться в столицу: ситуация в вузах накаляется, возмущение достигает предела.

«Известия» уже сообщали, что вузы страны получили лишь тридцать процентов средств из бюджета на покрытие своих расходов. Основываясь на обещаниях властей о повышении с 1 апреля зарплаты в высшей школе в 1,9 раза, вузы не замедлили выплатить ее людям за апрель — июнь.

Напомним, что и до нынешнего апрельского повышения зарплата даже у самых высокооплачиваемых работников высшей школы была весьма скромной: у профессоров в пределах 18—20 с небольшим тысяч рублей в месяц, у доцентов — 14—16 с половиной тысяч. Повышение такой зарплаты вдвое даже не доводит ее до средней на производстве, которая составляет ныне 50 тысяч рублей. Но и на апрельское повышение зарплаты средства из государственного бюджета на счета вузов не поступили.

Считая это временным сбоем, вузы перечислили на это деньги, предназначенные на другие неотложные нужды, — ремонт, коммунальные платежи и т. п. Тревогу вызвал июньский указ президента о мерах по сдерживанию инфляции, в котором идет речь об отмене принятых в этом году решений, которые приведут к увеличению бюджетных расходов, кроме социально значимых. По предварительным прикидкам, однако, стало известно, что высшая школа в этот разряд не попадает. Если так, то ее положение становится критическим.

Смысл съезда, сказал председатель Российского союза ректоров В. Виноградов, в том, чтобы предупредить стихийные вспышки социального протеста и выработать коллективную позицию, настаивая на выполнении уже данных властями обещаний. Ректоры не снимают с себя ответственности за состояние вузовских умов, но ситуация грозит выйти из-под контроля.

Накануне съезда я разговаривала с Виноградовым, ректорский стаж которого превысил тридцать лет. Такого беспокойства за судьбу высшей школы, как теперь, он никогда еще не испытывал. Преподавательский корпус редеет и оголяется за счет молодежи, число студентов убывает. Так, прием в Государственную академию нефти и газа, которой он руководит, в последнее время уже снизился на треть. Но сколько в действительности и каких специалистов надо готовить, точно ответить сегодня трудно, поскольку рыночный механизм тут еще не заработал, а общего анализа потребности в кадрах нет.

Некоторые предлагают сейчас сократить количество студентов, довести их до пятнадцати человек в группе. Но, по его мнению, торопливое и непродуманное сокращение грозило бы, во-первых, крупными кадровыми провалами в будущем, во-вторых, увеличением безработицы среди социально незрелой части молодежи, наконец, снижением общей культуры общества.

Могут ли вузы попытаться прожить на средства от платы за обучение? Считайте сами, говорит Виноградов: расходы академии за год составили 600 миллионов рублей, а за 220 человек, принятых в прошлом году на первый курс за плату, организации перечислили вузу 7,5 миллиона рублей. Капля в море. Тощий же кошелек большинства граждан, в свою очередь, не позволит им платить за обучение столько, сколько оно сейчас стоит. Нигде в мире вузы не существуют на самоокупаемости.

Выступавшие были единодушны в своих суждениях. Острая недостаточность финансовых средств при нынешнем росте цен, говорили они, грозит глубоким упадком высшей школы. Позиция властей: сначала экономика, потом наука и культура — бесперспективна. Разрушив систему образования, экономику не поднять. А высшая школа уже не на пороге, а в стадии разрушения. Речь идет о выживаемости интеллектуального цвета молодежи, интеллигенции.

Съезд принял жесткое постановление, требуя от властей до 1 июля решить самые неотложные финансовые проблемы вузов в рамках того, что было уже обещано правительством.

«Известия» 24 июня 1993 года