Президенты России и Украины уединились в Завидове для решения острых проблем
17 июня в самый разгар политического кризиса на Украине и в момент пикового напряжения в Севастополе, где судьба Черноморского флота ныне фотографически проецируется на судьбы сотен тысяч моряков и членов их семей, президент Л. Кравчук прибыл в Москву для встречи с президентом Б. Ельциным
В аэропорту «Внуково-2» украинский президент старался сохранить выработанную годами форму уверенного в себе лидера. Но был очень немногословен Журналистам он сказал, что надеется решить проблемы Черноморского флота «в интересах Украины, России и жителей Крыма, интересах сохранения безопасности наших общих южных рубежей». Затем добавил: «Решать проблему флота будем по справедливости...»
Кроме главного вопроса — о флоте, сказал украинский президент, будут подняты и проблемы экономического сотрудничества, в частности, энергоносителей. Он предложил модель такой экономической кооперации двух стран, при которой Украина покупает акции предприятий в Тюмени, а Россия — нефтеперерабатывающих заводов Украины или верфи в Севастополе. Что касается ратификации Договора СНВ-1, то, по словам Л. Кравчука, он готов к ратификации украинским парламентом.
Через несколько минут украинская делегация (вместе с президентом прибыли премьер-министр Л. Кучма, министр иностранных дел А. Зленко и министр обороны К. Морозов) отбыла на вертолетах «подальше от Москвы, где поменьше народу», как выразился накануне Б. Ельцин. А именно, на дачу в Завидово, куда только вертолетом и можно долететь, и где журналистов нет.
Закрытость встречи российского и украинского президентов в какой-то мере объяснима. Чрезвычайно тугой узел проблем им суждено развязать. В общих чертах эти проблемы известны, о чем свидетельствует протокол рабочей встречи. Решено, вести переговоры отдельно президентов, отдельно — министров иностранных дел и обороны, отдельно — правительственных делегаций (они остались в Москве).
Вырисовываются по меньшей мере три основных корзины, в которые должны лечь итоговые документы российско-украинских переговоров. Это — военные вопросы, гуманитарные проблемы и финансово-экономические отношения.
После пленарного заседания Конституционного совещания 16 июня Б. Ельцин сообщил журналистам, что на встрече с Л. Кравчуком будет рассматриваться комплекс вопросов, касающихся урегулирования спора вокруг Черноморского флота, причем «гораздо шире», чем это было сделано в прошлом году в Ялте. Они проработаны достаточно глубоко обеими сторонами, и при наличии доброй воли можно, по словам российского президента, выйти на необходимое соглашение.
Что это соглашение может в себя включать? Основная проблема — судьба флота. До последнего времени она представлялась неразрешимой ввиду жесткого подхода украинской стороны: Севастополь есть часть территории Украины и все, что находится в пределах города, то есть береговые военные сооружения, объекты материально-технического обеспечения флота, неделимы. А плавающие средства можно делить. Такой подход, по словам зампреда правительства РФ Ю. Ярова, означает паралич флота.
Однако его коллега А. Шохин, который встречался в Киеве с Л. Кравчуком две недели назад, сказал накануне встречи корреспонденту «Известий», что позиции сторон по этому вопросу в последнее время значительно сблизились. Созрел момент, когда возможен компромисс, добавил он.
Б. Ельцин также сообщил 16 июня, что, помимо проблем флота, речь пойдет на переговорах об аэродромах и ракетных базах, расположенных на территории Украины (он, скорее всего, имел в виду объекты, относящиеся к стратегическим ядер-ным силам), а также о пакете экономических проблем, в том числе об энергоносителях, о подготовке полномасштабного Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между обеими странами. Новый договор, по словам президента, должен быть шире подписанного в 1991 году.
Таким образом контуры возможных договоренностей на переговорах российско-украинских делегаций ясны и дают основание говорить о том, что происшедший с ноября 1991 года разрыв связей между товаропроизводителями Украины и России, что называется, по-живому, а также поспешное стремление объявить суверенитет над закономерными и спорными объектами собственности, чтобы впоследствии было легче торговаться, теперь заставляет обе стороны идти на сближение ради выживания. И процесс этот, видимо, будет охватывать не только увязку поставок российской нефти на Украину с уступками по Черноморскому флоту. В упомянутом Б. Ельциным полномасштабном договоре, скорее всего, будут учтены острые гуманитарные проблемы. В том числе, возможность двойного гражданства для граждан, проживающих в России и на Украине.