May 21, 2023

Рынок прописывает книгоиздателям горькое лекарство


Руслан АРМЕЕВ, «Известия»


В Колонном зале 8 нюня начинает работу Конгресс в защиту книги. И если организаторы хотели привлечь к его работе внимание, то это им удалось уже столь необычным названием «мероприятия».

А придумали, собрали и проводят конгресс Российская книжная палата при российские ассоциации — книгоиздателей, книгораспространителей, полиграфистов и Общество книголюбов. Корреспондент «Известий» встретился с генеральным директором Российской книжной палаты Юрием Торсуевым и попросил его рассказать, почему книгу сегодня надо защищать.

В Книжной палате любят изъясняться на языке цифр. И, надо сказать, здесь он особенно убедителен. Оказывается, проанализировав состояние книжного дела, специалисты выстроили такую цепочку дат: 1937—1938 годы, 1941 — 1942-й, 1991 — 1992-й... Если не считать гражданской войны, именно в эти годы отмечен кризис книги.

Но возьмем конкретно только два последних года — 91-й и 92-й. Число названий выпущенных книг — а это ведь духовный ассортимент общества! — сократилось на 12 тысяч и в основном за счет научной, технической литературы, изданий по искусству и искусствоведению, книг на языках народов России. Общий тираж выпуска книг упал за это время на 300 миллионов экземпляров.

Забыты классики! В 89-м году было выпущено 7 изданий Блока. в 92-м — ни одного. Выпуск книг Чехова в те же годы сократили с 8 названий до нуля. Достоевский: 36 названий. 4 миллиона экземпляров и — 5 названий, 400 тысяч. Зато набившая уже оскомину «Анжелика» дала такие показатели: 89-й год — 2 названия, 92-й — 111 тиражом 14 миллионов; Дюма: 15 названий в 89-м и 243 (!) в 92-м общим тиражом 47 миллионов экземпляров...

— Все эти цифры, пожалуй, не нуждаются в комментариях, — говорит Ю. Торсуев, — в бушующем море рынка книга терпит бедствие. И мы не можем спокойно взирать на то, как она тонет.

Поэтому-то и созван Конгресс в защиту книги. Задачи он ставит большие: во имя интересов культуры объединить разрозненные силы всех неравнодушных; повернуть общественное мнение в сторону книги. И еще: привлечь внимание правительства, высших эшелонов власти к нынешнему плачевному ее положению.

Конгресс намерен обратиться к парламентам стран Содружества и призвать их разработать и принять законы об издательской деятельности, а глав государств и правительств — принять постановления о государственной политике в области книжного дела. «Наша историческая задача,—говорится в проекте обращения конгресса, — сохранить культурное пространство. Потомки не простят его бездушного разрушения». Специалисты-книжники считают, что необходимо принять соглашение о книжном сотрудничестве стран СНГ и даже образовать для этого специальный координирующий орган. Подготовлено также предложение о создании на базе оргкомитета конгресса (а туда вошло более ста именитых людей России) Национального комитета книги.

«Книга не должна быть рабой рынка. — говорится в проекте обращения, — равно как и наложницей идеологии». Да. хоть и красиво сказано, но правильно. Не должна.

«Известия» 8 июня 1993 года