В Испании в четвертый раз побеждают социалисты
На выборах в других странах традиционные лидеры терпят поражение
Вопреки многим прогнозам на выборах в Испании победила — четвертый раз подряд за последние десять с половиной лет — Испанская социалистическая рабочая партия. Правда, она впервые не набрала абсолютного большинства голосов, что предопределяет довольно сложный расклад сил в конгрессе депутатов (нижней палате парламента).
96 процентов голосов подсчитано. У ИСРП оказалось 159 депутатских мандатов, у ведущей оппозиционной Народной партии — 141, у блока Объединенные левые—18 и у партии каталонских националистов — 17.
Оппозиция весьма остро вела избирательную кампанию, сосредоточившись на всесторонней критике внутренней, в первую очередь экономической, политики правительства социалистов, но не до конца раскрывая свои планы на случай прихода к власти.’ Это позволило ИСРП в решающий момент перехватить инициативу, убедив колеблющихся в том, что у оппозиции нет конкретной позитивной программы, что в ее планы входит ущемление интересов наиболее слабо защищенных слоев населения — безработных, пенсионеров, молодежи. Сейчас, после поражения, лидеры Народной партии утверждают, что эта тактика запугивания и нагнетания страха, которой они не смогли ничего противопоставить, и принесла победу социалистам.
Досталась она им дорогой ценой — потерей большого количества депутатских мандатов, хотя за нее и проголосовало 39 процентов избирателей — девять с лишним миллионов человек. Оппозиция же не только значительно усилила свое присутствие в парламенте, но и смогла усилить влияние в стране, пробрести свыше двух миллионов новых сторонников.
Первое воскресенье июня началось с «эпидемии» выборов в Старом и Новом Свете, а также в ряде азиатских и африканских стран, где свободное волеизъявление граждан еще в новинку. При всей несхожести самого процесса и результатов голосования есть нечто, что их объединяет: в большинстве случаев поражение потерпели традиционные политические силы, которых отстраняют от власти или значительно теснят оппозиционные партии.
Даже в Испании, где победа социалистов стала свершившимся фактом, их главный соперник, лидер правоцентристской Народной партии Хосе Мария Аснар, отметил, что «на выборах был положен конец гегемонии ИСРП».
А в Италии печать, комментируя предварительные результаты административных выборов, состоявшихся в воскресенье, фокусирует свое внимание именно на «крахе традиционных партий», и прежде всего христианско-демократической, которая в течение всей послевоенной истории фактически имела монополию на власть на местах.
ХДП, отмечает корреспондент ИТАР-ТАСС из Рима, по сравнению с парламентскими выборами 1992 года недосчиталась почти 9 процентов голосов на выборах в областной совет Фриули — Венеции — Джулии, а если сравнить нынешний результат с выборами 1988 года, то ХДП потеряла уже 18 процентов голосов. Одновременно большого успеха добились новые политические партии и движения, в частности сформировавшаяся в последние годы автономистская Лига Севера.
До недавнего времени единственная в Монголки политическая сила — народная революционная партия потерпела поражение на состоявшихся в воскресенье прямых президентских выборах. На них лидирует кандидат оппозиционного блока П. Орчибат, который получил перевес голосов не только в Улан-Баторе, Дархане и Эрдэнэте, но и в сельской местности.
Кандидат от МНРП Л. Тудэв проиграл даже в своем родном округе—в столице, однако, несмотря на это, как указывает агентство Рейтер, коммунисты будут продолжать контролировать парламент и многие важные посты в правительстве и «явно не впадают в депрессию из-за потери президентского поста».
Традиционалистские силы во многих, прежде всего в развивающихся странах, обвиняются в неэффективности и коррупции, и это одна из причин достаточно неожиданных изменений в Гватемале и Венесуэле.
Как уже сообщали «Известия», бывший президент Гватемалы Хорхе Серрано, следуя примеру своего перуанского коллеги Альберто Фухимори, в конце мая разогнал парламент, который, по его словам, был парализован действиями коррумпированных мафиозных структур. Однако по ходу дела выяснилось, что, если кого-то и нужно судить за коррупцию, так это самого Серрано. Подавляющее большинство гватемальцев с ликованием встретило известие о назначении конгрессом нового президента, «чистого политика», известного в стране адвоката и правозащитника Рамиро де Леона Карпио.
От исполнения обязанностей президента Венесуэлы был отстранен и патриарх латиноамериканской политики Карлос Андрес Перес, обвиненный в коррупции и растрате государственных средств. Поразительно, но Перес, переживший два военных переворота, подвергается импичменту как взяточник, что наносит огромный ущерб проповедуемой им модели экономического неолиберализма, а также социал-демократическому движению в Латинской Америке.
Наконец, картину «нетрадиционных» решений дополняют итоги выборов в Боливии, где победу одержал лидер оппозиции Гонсало Санчес де Лосада, сумевший одолеть своего главного противника, «сильного человека» Боливии, бывшего военного диктатора генерала Уго Бансера. Такую победу, очевидно, лишь приветствовало посольство США в Ла-Пасе, которое незадолго до этого обвинило «традиционалиста» Уго Бансера в международной контрабанде наркотиков.