May 19, 2023

Вертолёт, который умеет всё


Виктор ЛИТОВКИН, «Известия»


Эта машина, — армейский боевой вертолет Ка-50, не сделав ни одного вылета в Великобритании, стала сенсацией сентябрьского авиасалона в Фарнборо. Помогла английская консульская служба. Она не выдала въездные визы летчикам и техникам ВНТК имени Камова — единственной группе в составе российской делегации.

Генеральный конструктор «вертушки» и фирмы «Камов» Сергеи Михеев до сих пор с горечью вспоминает, как он по телефону из Москвы руководил выгрузкой своего детища из чрева гигантского «Руслана», а потом, прибыв на лондонский аэродром вечером, в канун открытия экспозиции, уговаривал ребят-туполевцев помочь ему собрать на выставочной площадке малознакомую им машину. как затем прилепил к лобовому стеклу вертолета бумажку: «Сорри, не летаем по такой-то причине…»

Извинение заметили телевизионщики из Си-эн-эн. Скандал разразился всемирный. Англичане тут же оформили визы, но экипаж успел прилететь в Фарнборо к закрытию экспозиции.

Михеев и сейчас убежден, что устроили ему всю эту катавасию конкуренты из западных фирм. Опасаться Ка-50, не любить им есть за что.

Во-первых, хотя бы за то, что это единственный в мире боевой вертолет такого класса, которым управляет один человек. «Апач», «Пума», «Ирокез» и другие имеют на борту двух и более летчиков. Там при неудачном исходе боя потери удваиваются и утраиваются. А летчик, как горько шутят специалисты, — самый невосполнимый элемент машины: его подготовка стой? больше миллиона долларов.

Во-вторых, пилот на Ка-50 защищен от огня противника бронированной кабиной. Ее не берут на расстоянии ста метров даже крупнокалиберные 12,7-мм пули ДШК или 20-мм снаряд американской пушки. У АН-64А «Апач» — лучшего зарубежного боевого вертолета на сегодняшний день — от пуль и осколков летчиков защищает только бронированное кресло.

И, в-третьих, — этим Ка-50 тоже уникален — у русского пилота есть катапульта. Он может воспользоваться ею в крайнем случае. Кроме того, вертолет, если раненый летчик потеряет сознание, способен, выполнив боевую задачу, вернуться на родной аэродром.

— Создавая Ка-50, — рассказывал мне генеральный конструктор Сергей Михеев, — мы старались соединить в нем последние и перспективные достижения отечественной науки и техники, максимально защитить человека, дать ему в руки самое эффективное оружие и превратить вертолет из ^средства, действующего порой из-за укрытий, из засад, в машину, способную на равных участвовать в открытом атакующем танковом бою.

Камовцам удалась такая задача. На их боевой «вертушке» стоит не авиационная, как обычно, а «сухопутная» 30-мм пушка — 2А42. Она в три-четыре раза тяжелее, чем, к примеру, самолетная или с «Апача», но зато в несколько раз мощнее. И по дальности ведения огня, и по бронепробиваемости.

К тому же она не боится ни грязи, ни пыли, ни воды. Не знает отказов по этому поводу. Для вертолета, который действует над полем боя, в «приземном» пространстве, — незаменимое качество.

На Ка-50 установлены и «сухопутные» противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы). правда, разработанные специально для вертолета их генеральным конструктором из тульского КБ Аркадием Шипуновым. Ракета тоже по-своему уникальна. Она управляется автоматически по лазерному лучу, обладает сверхзвуковой скоростью, не поддается воздействию никаких помех и способна поражать не только танки, но и воздушные цели.

Бортовая ЭВМ автоматически принимает целеуказания от другого вертолета, самолета типа АВАКС, наземного разведывательного комплекса, офицера-разведчика — любого объекта, обладающего с ним связью, вносит его в память компьютера и по команде летчика высвечивает на экране дисплея. Таких целей может быть несколько.

Компьютер сам «выберет» главные или самые опасные, находящиеся в ближайшей зоне действия бортового оружия, подаст сигнал о них пилоту, а тому останется только принять решение, по какой из них вести огонь и в какой очередности. Он наведет перекрестье прицела, — автомат удержит его при любой перегрузке, нажмет несколько кнопок — и… на расстоянии 10 километров любая очень защищенная цель с толщиной брони в 90 сантиметров будет продырявлена управляемой ракетой Ка-50.

Их, кстати, у него 12, а есть еще 80 неуправляемых—НУРСов. Тоже неприятные штучки.

Об уникальных способностях Ка-50, лучшего, на мой взгляд, современного боевого вертолета, можно рассказывать бесконечно долго. Этого, к сожалению, не позволяет газетная площадь. Но еще об одном свойстве нельзя не упомянуть. Он способен на полном крейсерском ходу, ни на мгновение не останавливаясь, развернуться боком, выпустить очередь по противнику и, не снижая скорости, как ни в чем не бывало лететь дальше. Это свойство только соосных машин. Такое не может делать никто.

В начале нынешнего месяца два Ка-50 полетят своим ходом на Международный авиационный салон в Париж, в Бурже. Туда въездные визы его летчикам и техникам уже оформляются, и, если не повторится история с Фарнборо, они постараются показать на своем детище высший пилотажный класс, продемонстрировать все тактико-технические характеристики, кроме, конечно, огневых.

Для тех, кто в Париж не попадет, как и автор этой заметки, хочу назвать эти ТТХ. Максимальная скорость полета 310 км/час, мощность каждого из двух двигателей 2200 л. с., статический потолок 4.000 метров, вертикальная скороподъемность 10 метров в секунду на высоте 2500. Конструкция выдерживает 3- и более кратные перегрузки. Практическая дальность полета без дополнительных баков 460 км.

На снимках: генеральный конструктор Ка-50 Сергей Михеев; в атаке армейский боевой вертолет.

Фото Ю. ЛУНЬКОВА и Л. ЯКУТИНА.

«Известия» 2 июня 1993 года