Компенсация потерь вкладчикам Сбербанка приведет к всеобщему разорению
31 мая Конституционный суд России признал соответствующими Конституции закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ», постановление Верховного Совета «О порядке введения о действие данного закона», постановление съезда «О компенсации и восстановлении сбережений граждан РФ», Указ президента «О защите сбережений граждан РФ».
Решение Конституционного суда России комментирует Михаил ЗАДОРНОВ сотрудник Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр).
КС признал, что несоблюдение порядка введения в действие данных законодательных актов нарушает конституционные права граждан. Принято решение указать на необходимость принятия мер, направленных на реализацию данного закона. К обсуждению этого — убежден, обреченного на невыполнение проекта я был привлечен в качестве эксперта Конституционного суда.
Вопрос об индексации вкладов населения — это дань популизму, родимому пятну политической борьбы верхов. Он не имеет позитивного экономического решения, какой бы способ ни был выбран. На 1 января 1992 года у жителей России на счетах в Сбербанке было около 400 миллиардов рублей. С тех пор цены на потребительском рынке возросли в 70 раз, процентные ставки по вкладам — 40—90 процентов годовых — не превышают одной десятой от темпов инфляции.
Здравый смысл и экономическая логика говорят, что вернуть утраченное невозможно, однако власти, стремясь привлечь симпатии избирателей, постоянно подпитывают несбыточные надежды вместо того, чтобы создавать гарантии неповторения такого в будущем.
27 марта нынешнего года съезд народных депутатов принял постановление, ставящее задачу «восстановления уровня покупательной способности денежных средств, имевшихся на счетах граждан на 1 января 1992 года в Сбербанке РФ». На следующий день президент России выпустил Указ «О защите сбережений граждан РФ», в котором предусматривается реализация драгоценных металлов на сумму 400 миллиардов рублей для использования этой суммы в качестве компенсации потерь малоимущих вкладчиков.
Сбербанк после этого подготовил предложения, согласно которым вклады могут быть проиндексированы в три раза. Поскольку физически невозможна предложенная компенсация среднего остатка по вкладам за 1992 год в 21 раз, предлагается выдать владельцам вкладов государственные долговые обязательства сроком на 10 лет с выплатой по ним 15 процентов годовых. Этот проект потребует 1100 миллиардов рублей дополнительных бюджетных расходов только в нынешнем году, и почти невозможно подсчитать, сколько в дальнейшем.
Сейчас обсуждаются по существу три способа компенсации: денежная индексация, индексация за счет долговых обязательств государства и индексация с переводом этих средств в приватизацию. Все они инфляционны, только первый вызовет инфляцию на потребительском рынке, а последний — на рынке ваучеров.
Государственный бюджет Российской Федерации на 1993 год утвержден с дефицитом в 7 триллионов рублей, что составляет почти 40 процентов его расходной части. Валютные резервы и золотой запас России, точные данные о которых не публикуются, находятся на минимальном уровне, не позволяющем обслуживать внутренний и внешний долги государства. Поэтому выплата компенсации деньгами потребует значительной денежной эмиссии.
Выпуск новых долговых обязательств государства (вариант Сбербанка) не решает проблемы компенсации по существу: сами облигации будут быстро обесцениваться, так как государство не в состоянии обеспечить по ним доход, сопоставимый с уровнем инфляции. Фактически это аналог печально памятных старшим поколениям облигаций госзаймов 1949–1956 годов.
Вариант компенсации с целевым использованием этих сумм на выкуп государственной собственности (приватизацию) нереализуем ни экономически, ни организационно. Это подтверждается обращением уже выпущенных приватизационных чеков (ваучеров). По сведениям Госкомстата России, к началу мая не более 10 процентов граждан вложили свои ваучеры в акции приватизируемых предприятии. Госкомимущество не в состоянии обеспечить предложение недвижимости, достаточное для погашения всего объема эмиссии ваучеров (1,5 триллиона рублей). Не случайно с октября 1992 года по май 1993 года курс ваучеров в реальном исчислении, с поправкой на инфляцию, упал примерно в 5 раз. Компенсация вкладов, олицетворенная в ваучерах, даст эмиссию еще примерно в 10 триллионов рублей (если будут компенсироваться только потери в течение 1992 года), что полностью парализует уже идущую приватизацию.
В ближайшее время мы испытаем на себе воздействие новой инфляционной волны — скажется кумулятивный эффект широких популистских жестов накануне апрельского референдума, очередного повышения цен на топливо, падения обменного курса рубля, «сезонной» раздачи кредитов. Разговоры о -якобы наступившей относительной стабилизации экономики — не более чем пропагандистские заявления. Реальное состояние финансовой системы очень неустойчиво.
Гарантии от обесценения сбережений может дать только поэтапное доведение процентных ставок по вкладам до реального уровня инфляции. Это — одна из принципиальных мер антиинфляционной политики. Необходимо создание системы государственного страхования сбережений мелких вкладчиков на случай банкротства банков, что, кстати, предусмотрено указом президента от 28 марта 1993 года, но пока не сдельно.