May 16, 2023

Незабываемое приключение на «Лендроверах»  

В знаменитом некогда пиратском гнезде острова Борнео Кота-Кинабалу, ставшем ныне столицей малайзийского штата Саба и курортным городком, финишировали 14-е «Кэмел трофи». Российский экипаж вернулся на Родину, и можно из первых уст узнать об этом удивительном походе-экспедиции на «лендроверах», придуманном на исходе XX века.

Участники «Кэмел трофи» получили экзотику в полной мере и на сей раз в Малайзии. Змеи, скорпионы, малярийные комары и прочие твари, 400 видов орхидей, диковинные растения, пожирающие насекомых… Двое суток взбирались на вершину плато под названием «Затерянный мир» — в ботанический рай, куда только в 1984 году впервые ступила нога человека. На тренера нашей команды Юрия Овчинникова при подъеме напала дюжина пиявок, отрывали их и впрямь с кровью.

Трасса — 1300 км. Через джунгли, по размытым дорогам, когда машины тянули в грязи лебедкой, в ущельях, где с одной стороны отвесная стена, с другой — пропасть. День и ночь занимала требовавшая огромного напряжения переправа, которую еще и построить предстояло самим. Каждому из 16 экипажей 16 стран выдались сутки без сна, поспать нисколько часов считалось удачей.

А ведь, кроме самой трассы, было и 18 специальных заданий. Перенести вплавь коробку передач, преодолеть этакое автоориентирование по «легенде» с заданной скоростью, соорудить плот из бочек, проплыть на каноэ, проявить себя в упражнениях на смекалку. Словом, была тяжелая работа при 40-градусной жаре.

До финиша добрались все экипажи. Даже перевернувшиеся голландцы, которые после этого большую часть пути шли с разбитыми стеклами. На последнем, раллийном этапе французы тоже перевернулись, но запас очков позволил им тем не менее первенствовать в специальном задании. Тропическая лихорадка поразила швейцарского пилота, замененного за рулем журналистом. Испытаний журналистам хватило с лихвой: итальянца укусила змея, турок получил тепловой удар. Можно представить, каково приходилось гонщикам, коль журналист, всего лишь наблюдая, падает в обморок.

Вот, собственно, изложение рассказа двух петербуржцев, 39-летнего горного гида Николая Шустрова и бегающего супермарафоны 28-летнего работника рекламного агентства Юрия Строфилова. По их словам, оргкомитет «Кэмел трофи» намерен рассмотреть предложение обойтись в будущем без распределения мест, поскольку это все же не спортивный турнир, а совместное приключение. Но пока места не отменили, и главный приз впервые выиграл экипаж из США. состоявший из геолога и слесаря-водопроводчика. Электрик и студент с Канарских островов стали победителями очень почетной дисциплины, именуемой «Тим спирит» (командный дух), где высшие доблести — контактность, дружелюбие. _ веселый нрав, готовность прийти на помощь, а оценки каждой команде выставляют соперники. У Коли с Юрой 14-е место. Они не разочарованы, ибо незабываемых впечатлений от приключения на Борнео хватит на всю оставшуюся жизнь.

Говорят, следует использовать опыт французов, организовавших в Париже клуб «Кэмел трофи», где тренируются постоянно, а не от случая к случаю. Рискну дать свое объяснение причин, по которым нашим соотечественникам «не светит» главный приз. Мы привыкли подходить к участию в чем бы то ни было, как к непременной борьбе за победу. Но «Кэмел трофи» не борьба, не соревнование с соперниками, а необычное развлечение, располагающее к счастливому состоянию от преодоления испытаний и общения с другими командами. Приключение на лоне экзотической природы. Наши же ежедневные приключения, начинающиеся с бачка или смесителя, продолжаются в лифте, автобусе, магазине, и никто не знает, где они завершатся сегодня. Попав на природу, по-прежнему идем на бой с ней, нам не до наслаждений.

Сергей Трофименко, возглавляющий фирму «Пассат», готовящую российские экипажи, сказал, что уже разведан и намечен маршрут 15-х «Кэмел трофи»: 3000 км из Аргентины и Парагвая в Чили с переходом через Анды. Шанс попасть в команду есть у каждого мужчины до 40 лет, умело управляющего автомобилем и владеющего английским (профессиональные гонщики и военнослужащие не в счет). Анкеты для отбора опубликуют вскоре наши специализированные автоиздания.

На снимке: вот такие необычные препятствия приходилось преодолевать участникам «Кэмел трофи».

«Известия» 29 мая 1993 года