May 14, 2023

Вместе с ценами на бензин растут и доходы спекулянтов


Сергей ТАРАНОВ, «Известия»


Как уже сообщалось, с 28 мая повышены цены на бензин. АИ-76 в Москве стоит как минимум 70 рублей, А-93—75 рублей за литр. Но это — только в столице и только на стационарных заправочных станциях...

В последние полтора года, говоря о бензине, приходится делать массу оговорок. С одной стороны, верховные власти постоянно заверяли нас, что цены на топливо, регулируемые и контролируемые, с другой — понять логику ценообразования в различных регионах России практически невозможно. Например, в середине декабря прошлого года А-95 в Москве стоил 25 рублей за литр, в городе Ростове-на-Дону — 47 рублей, на хуторе Веселый, что в 70 километрах от Ростова,— 39 рублей, а в соседнем от Донской области Краснодарском крае — уже 51 рубль... Теперь «регулируемые» цены отпущены в вольное плавание. И можно смело предположить, что ценовые ножницы в разных городах России будут измеряться уже не десяткой-другой, а сотнями рублей за литр.

Впрочем, проблема даже не в дилемме «дорого-дешево» — в условиях гиперинфляции представления о доступности товара меняются очень быстро. Вопрос в том, что цены на бензин все чаще попадают в орбиту спекулятивных сделок и политических игр с населением, как некогда это было с ценами на хлеб, дешевую колбасу и другие «социально значимые продукты».

Самый пик бензиновой вакханалии пришелся на 24—27 мая. Как водится, госзаправки сократили продажу топлива: то вдруг у них перерывы удлиняются, то вместо трех-четырех «сосков» работает только один... А тем временем на улицы Москвы выехала армада коммерческих заправщиков,— на кольцевой дороге, к примеру, их было 27 мая раз в десять больше обычного. Ранним утром цена составляла сотню за литр 93-го, днем — уже 150 рублей, к вечеру — 200. Примерно в такой же пропорции росли цены у «диких» спекулянтов на улицах, составив к вечеру 27 мая 400—500 рублей за литр.

Но самое удивительное: утром 28 мая, когда вступили в силу новые 70—75-рублевые цены, бензина в 10-миллионном городе в продаже не было. Оно и понятно: после ударного труда накануне, дележа славных доходов продавцы топлива позволили себе несколько отдохнуть.

Можно предположить, что фиеста у них будет недолгой.

Возможности манил ул кровать с ценами на бензин остаются гигантскими. Во-первых, потому, что ни в одной цивилизованной стране мира нет разделения, как у нас, на «коммерческую» и «государственную» торговлю топливом. В различных городах и штатах США цена на бензин разная, но исчисляется разница максимум в один-два процента, но ведь—не в 100—200 процентов, как в России! Во-вторых, ни в одной развитой стране нет такого мизерного количества АЗС в расчете на тысячу автомобилей. Есть в Москве топливо или нет—очереди стоят почти всегда... В-третьих, наши власти, увлеченные лишь политическим аспектом бензиновой проблемы, окончательно отказались от борьбы со спекуляцией.

А с высоких трибун по-прежнему дискутируют: цена на бензин в России уже «мировая» или еще «российская»?

«Известия» 29 мая 1993 года