От бойкота телевидения к руководству им?
26 мая в Союзе кинематографистов России состоялось расширенное заседание секретариата СК, на которое был приглашен председатель Российской государственной телерадиокомпании (РГТРК) «Останкино» Вячеслав Брагин.
Сославшись на усталость после трудной командировки в Париж, В. Брагин поручил почтить своим вниманием заседание секретариата генерального директора телевидения Олега Слабынько, который пребывает в своей должности 27 дней. Проблемы, вынесенные на рассмотрение секретариата, новому генеральному директору, похоже, стали известны совсем недавно, и высказать свое твердое собственное суждение по обсуждаемым вопросам было непросто.
Первый вопрос касался нового многосерийного телевизионного «фильма Сергея Колосова «Раскол». Фильм снимался по заказу РГТРК «Останкино» в киноконцерне «Мосфильм», был закончен производством и принят к прокату в декабре минувшего года с предварительной договоренностью о выходе в эфир в третьей декаде марта. Ни в марте, ни в апреле, ни в мае сериал не вышел. Не предвидится его выход в июне и в июле.
Первые слухи о фильме «Раскол» просочились в печать в феврале, после самоотставки бывшего генерального директора телевидения «Останкино» Игоря Малашенко. Одной из причин своего ухода он назвал снятие Вячеславом Брагиным с эфира по политическим мотивам этой картины.
— Сейчас сложная политическая обстановка, — цитировал В. Брагина на своей последней пресс-конференции 22 февраля Игорь Малашенко. — и фильм, где исследуются обстоятельства и последствия раскола в РСДРП, может сыграть на руку нашим оппонентам.
Олег Слабынько решительно отрицал приписываемые его шефу слова, аргументируя это тем, что на тот момент В. Брагин картину вовсе не видел.
— А сейчас, когда он ее посмотрел, — допытывался генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Владимир Досталь, — почему же он в течение трех месяцев не отвечает на два мои письма о прокатной судьбе «Раскола»?
— Ну нечего нам было отвечать по существу, — слабо отбивался один генеральный директор от другого генерального директора. — Не знаем мы еще точную дату выпуска картины. Если же вам нужна отписка, то я ее хоть сейчас напишу.
Есть в «Останкино» такая пещерная, еще со времен С. Лапина. система. Фильм закончен, принят, но оплата расходов по нему, постановочных, потиражных производится только после эфира, с оглядкой на ЦК КПСС. Если Старую площадь прогневит Фильм, то и оплата будет минимальной. если растрогает — держи карман шире. За полгода, прошедшие после завершения съемок «Раскола», с учетом инфляции, будущее авторское вознаграждение и вовсе превратится в символическое. Не думаю, что, как сказал один из присутствовавших, Сергею Колосову не хватает на хлеб, но уверен, что любой труд должен быть оплачен немедленно по его завершении.
И второе — как бы ни относиться к художественным достоинствам картины (на мой взгляд, недостаточно' высоким), но речь идет о родоначальнике отечественных сериалов, об авторе таких фильмов, как «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», о человеке, положившем тридцать лет — почти половину своей жизни — на телевизионный кинематограф. И негоже столь пренебрежительно относиться к такому художнику.
Второй вопрос касался возможных грядущих кадровых и структурных перемен в творческом объединении «Экран». На запрос Владимира Досталя об этих переменах В. Брагин ответил через два дня: мол, рад такой вашей осведомленности, но позвольте управлять телерадиокомпанией тем, кто ею управляет.
— Кинематографисты не пустят дела в «Останкино» на самотек, — заявил председатель правления Союза кинематографистов России Сергей Соловьев.— Телевидение —- это общекультурный вопрос. Сейчас, когда в кинотеатрах продают автомобили, когда люди попросту боятся туда ходить, именно к телевидению сдвигается центр общения. Телевизионный кинематограф создавался трудом нескольких поколений мастеров кино. И отлучить нас от дел и проблем телевизионного кино мы не позволим.
— Руководство телевидением непрофессионально руководит телевидением. Идеология мешает вам делать это, — резюмировал кинокритик Юрий Богомолов. — Хуже всего не демократы, а люди демократической ориентации, из которых вырастают Аксючиц, Бабурин и Константинов. Из-за своей «демократической ориентации» вы оказываетесь по другую сторону в профессиональном понимании нашего дела.
Остается надеяться, что рано или поздно фильм «Раскол» выйдет в эфир, и все кадровые и структурные перестановки в ТО «Экран» Вячеслав Брагин и Олег Слабынько без консультаций с Сергеем Соловьевым предпринимать не будут.