Чечня: драма на театральной площади
Как сообщил корреспондент ИТАР—ТАСС Шерил Асуев, сторонники Джохара Дудаева не позволили членам чеченского парламента провести митинг на площади имени шейха Мансура. Они оттеснили людей, стреляя при этом в воздух. Большинство отошло к Театральной площади и присоединилось к митингу оппозиции, который идет здесь беспрерывно с 15 апреля, после чего число митингующих на Театральной площади возросло во много раз. Похоже, что этот оппозиционный прежде митинг становится уже общенациональным.
Вечером-25 мая хоронили Шамиля Дудаева, племянника президента. По одной версии—утром он по пути на работу остановил машину у Театральной площади и был застрелен. По второй — Шамиль еще накануне попал в автоаварию.
До штаба оппозиции, (он разместился в театре) удалось дозвониться только за полночь. Начальник штаба Лечи Умхаев удивлен наивностью московского корреспондента, полагающего, что в Чечне можно получить открытый доступ хотя бы к данным судмедэксперта и узнать, погиб человек от пули или под колесами. Нет, обстоятельства смерти племянника президента только еще предстоит выяснить. Однако кровь пролилась, стрельба на Театральной площади примерно в 8 утра действительно была. В ней повинен какой-то скандалист. которого пришлось унимать, а через полчаса он появился с сообщниками, человек 12—16, у всех автоматы. Их попытались разоружить. Результат — четверо раненых со стороны митингующих. Стрелявшие сели в машины и скрылись. Умхаев уверен, что инцидент — не что иное, как провокация в духе преступного окружения Дудаева.
Спрашиваю: правда ли, что по грозненскому телевидению передали предупреждение коменданта республики Хамзата Ханкарова (эту новую должность занял недавний командир добровольческого батальона, воевавшего в Абхазии) штабу митинга покинуть помещение театра и до 24 часов разойтись. Да, было такое. А вы не разошлись?.. Нет, не разошлись, остаемся здесь до утра.
Ночь прошла спокойно. Выставленные оппозицией посты соблкадали порядок. По мнению Умхаева, официальные правоохранительные органы не применят насильственных мер к участникам митинга, опасность может исходить только, как он выразился, от бандформирований, находящихся в прямом подчинении у президента.
Уточняю, есть ли нужда в столь долгом продолжении митинга. Кажется, обе стороны сходятся в главном, не изменив своих взглядов на государственное устройство Чечни как суверенного государства, не входящего в состав России. Но только в этом и сходятся; основное и непримиримое противоречие, считает Умхаев, в том, что власть в Чечне захватил преступный «синдикат», который способен погубить собственный народ и навечно рассорить его с соседями, с которыми чеченцы, несмотря на суверенитет, надеются сохранить самые добрые и взаимовыгодные отношения.
Что же касается митинга, то он — не единственная цель оппозиции. Основная работа проводится в районах республики, где организованы штабы по подготовке референдума, назначенного, как известно, на 5 июня. А поскольку у оппозиционеров нет доступа к каналам телевидения, заблокирована и от случая к случаю выходит главная газета Грозного «Голос Чеченской Республики», митинг остается единственной формой общения людей, возможностью дискуссии, выработки единого мнения.
Оппозиция, по словам начальника штаба, по-прежнему намерена строго придерживаться конституционных методов борьбу с президентской властью, предполагая создание новых структур через выборы и формирование нового правительства, какого — это уже решится законным порядком. Как оппозиция строит свои отношения с Россией? Да, никак пока не строит. России, надо думать, не До Чечни. Этот нейтралитет оппозицию пока вполне устраивает. Самым неверным, полагает Умхаев, было бы сейчас вмешательство России во внутренние дела республики.
Другую точку зрения на события изложил председатель этнического Совета республики Борис Асатуров. Он, например, полагает, что оппозиция не наберет необходимого числа голосов против Дудаева. Между тем ее непримиримость, отказ от сотрудничества с существующим руководством республики, нежелание совместными усилиями преодолевать кризис власти углубляет конфронтацию и только дает повод президенту забирать в свои руки все бразды правления. Президент как раз шел на уступки, удовлетворив шестнадцать из двадцати пунктов требований оппозиции. В частности, он дал согласие на публикацию результатов расследования независимой комиссией состояния финансов Чечни и распределения доходов от торговли нефтепродуктами. Эти данные могут оказаться не к выгоде президента, считает Асатуров, изобличив его команду вряд ли в корысти, но в некомпетентности — это уж точно.
В республике, по мнению Асатурова, много тяжелых проблем: рост преступности и отъезд русскоязычного населения (по опубликованным на днях данным газеты «Ичкерия» за 1992 год выехали около шестидесяти тысяч человек). Отток специалистов и рабочих ведет к сокращению производства. К 80 тысячам безработных в Чечне прибавилось еще 140 тысяч незанятых рук. Веска принесла стихийные бедствия, ливни, оползни, разрушившие сразу четыре села, — вчера на Президентском совете этот вопрос стоял первым. По мнению Асатурова, можно усомниться в истинных намерениях и моральной позиции интеллигенции, заинтересованной в продолжении митинга.
О гибели Шамиля Дудаева Борис Александрович ничего точно сказать не может, однако полагает стрельбу на Театральной трагическим эпизодом в цепи последних событий. Все решат эти десять дней перед референдумом — выровняется ли нынешний порядок или произойдет смена власти. Асатуров склоняется к первому варианту.
Другие звонки в знакомые грозненские дома мало что добавили. Хозяйки во всяком случае свидетельствуют, что, если от Театральной площади отойти чуть в сторонку, город живет обычной жизнью.