May 14, 2023

Президент России и главы республик ищут согласия на новом конституционном поле


Василий КОНОНЕНКО, «Известия»


26 мая в «Президент-отеле» в Москве состоялось заседание Совета глав республик, входящих в состав России. В повестке дня один вопрос — о механизме реализации Федеративного договора.

Накануне заседания корреспонденту «Известий» удалось поговорить на эту тему с представителями республик, в частности, с председателем Верховного Совета Северной Осетии А. Галазовым. Он подчеркнул, что главное сейчас не допустить развала России. За каждой ветвью власти стоят определенные общественные силы, если они придут в движение, начнется противостояние, и это будет означать, что мы создали условия для широкомасштабной конфронтации. Поэтому здравомыслящие политики приходят к выводу —- надо идти на компромисс. Он должен основываться на Декларации о суверенитете России и Федеративном договоре. Этот договор должен быть основой Конституции. Конституционное совещание должно создать один проект. Что касается механизма принятия новой Конституции, то это может быть и Съезд — поумневший, понявший. что он — не митинг, подчеркнул А. Галазов.

Открывая заседание, президент Б. Ельцин заметил, что оно проходит в расширенном составе. На заседание приглашены руководители межрегиональных ассоциаций России. Это закономерно — роль таких ассоциаций в нашей жизни возрастает, важно знать их мнение о механизме реализации Федеративного договора и относительно конституционной реформы. Далее президент, в частности, сказал: Вот уже более года прошло с момента подписания Федеративного договора. Но не секрет, многие его положения пока не работают. Главная причина тому — Федеративный договор остается в действующей Конституции инородным телом. Нынешний Основной Закон продолжает оставаться Конституцией унитарного государства, что парализует действенность Федеративного договора. Вот почему считаю проведение конституционной реформы и отладку механизма реализации Федеративного договора единым процессом. Федеративный договор должен стать органической частью новой Конституции России и не противоречить ее положениям и нормам.

Новый проект Конституции учитывает замечания, высказанные главами республик, и может служить основой для дальнейшей работы. Во-первых, он предусматривает ограничение объема полномочий федеральной власти.

Это позволит существенно расширить полномочия субъектов Федерации в соответствии с особенностями каждого. Во-вторых, отношения, выходящие за рамки Федеративного догрвора, регулируются двусторонними соглашениями между федеральной властью и субъектами Федерации. Причем расширение прав субъектов Федерации будет означать и уменьшение объема обязательств федеральной власти по отношению к ним. В-третьих, предусматривается повышение роли субъектов РФ в выработке федеральной политики. В новом парламенте появляется Совет Федерации —- Верхняя палата. Именно она будет утверждать изменения конституционно-правового статуса субъектов Федерации, изменения границ между ними, назначать высших судей, решать вопросы внешней и оборонной политики. Наряду с Советом Федерации сохраняют свое значение, как консультативные органы, Совет глав республик и Совет глав администраций. При таких конституционных гарантиях, продолжал президент^ ни о какой политике, навязанной центх ром, не может быть и речи. В-четвертых, по новой Конституции и у президента появится больше возможностей для того, чтобы выступать в роли посредника в урегулировании сложных отношений внутри Федерации, а высшим арбитром будет только суд. В-пятых, новые конституционные нормы открывают дорогу механизму экономической саморегуляции между субъектами Федерации и федеральными властями, а также внутри межрегиональных ассоциаций.

Необходимость конституционной реформы сегодня поддерживается всеми политическими силами страны, — подчеркнул президент. — Она была поддержана также в ходе региональных совещаний. Меняется отношение к конституционной реформе и в руководстве Верховного Совета, которое начинает проявлять склонность к сотрудничеству.

— В ходе обсуждения проекта новой Конституции наиболее активно дискуссия идет о гарантиях равноправия субъектов Федерации,— подчеркнул Б. Ельцин.— Нужно быть реалистами, нельзя здесь рубить сплеча. Необходимо сохранить их нынешний статус. В то же время в таких вопросах, как финансовая, налоговая политика, необходимо максимально сблизить республики, края и области. Для завершения работы над проектом новой Конституции 5 июня созывается представительное Конституционное совещание, как гибкий и легитимный способ нашего взаимодействия. По сути дела, само Конституционное совещание является своеобразным механизмом реализации Федеративного договора. Согласованный на нем текст Конституции можно будет назвать общественным договором, пакетом гражданского и межнационального согласия. Конституционное совещание должно решить и процедуру принятия новой Конституции с учетом итогов референдума и парафирование проекта всеми или большинством субъектов Федерации.

Отладка механизма реализации Федеративного договора не произойдет в один момент, — сказал Б. Ельцин. — Нужны этапы. Первый — близок к завершению. 18 мая я подписал распоряжение, в соответствии с которым Совет Министров должен принять комплекс мер по социально-экономическому развитию отдельных регионов РФ. До 1 июня жду предложений, по которым требуется специальное решение президента. Второй этап — ключевой. Он связан с принятием новой Конституции как основного механизма реализации Федеративного договора. Третий этап — развитие положений Федеративного договора в федеральном законодательстве. Поручаю правительству подготовить необходимый проект законов и внести их на рассмотрение Верховного Совета. Четвертый этап — дальнейшее развитие нормотворчества в самих республиках.

По завершении заседания пресс-секретарь президента В. Костиков сообщил журналистам, что большинство участников высказалось в пользу вынесения на Конституционное совещание президентского проекта Конституции, и в этом, сказал он, налицо сильная поддержка президенту. Было также подчеркнуто, что проект Конституции должен быть единым. В случае, сказал В. Костиков, если все же не удастся соединить два проекта новой Конституции, у президента есть сильный козырь: вынести свой проект на референдум. На заседании также принято решение провести в ближайшее время в Петрозаводске совещание глав республик с тем, чтобы на нем подписать документ о механизме реализации Федеративного договора. Это возможно уже в июне.

«Известия» 27 мая 1993 года