В недрах парламента зреет готовность пойти на компромисс с президентом
Александра ЛУГОВСКАЯ, «Известия»
18 мая в российском Белом доме состоялась пресс-конференция, посвященная принятию Декларации о согласии во имя безопасности России. Инициатива ее разработки принадлежит парламентскому Комитету по вопросам обороны и безопасности.
Председатель Комитета С. Степашин сообщил журналистам, что Декларация открыта для подписания любыми политическими, общественными и иными организациями, а также отдельными лицами, кроме тех, кто придерживается крайних, «анпи-ловских взглядов». Документ уже подписан несколькими руководителями парламента: Н. Рябовым, Р. Абдулатиповым, В. Соколовым, В. Исправниковым, вице-премьером Ю. Яровым, академиками Д. Лихачевым и Н. Лаверовым, лидерами общественных организаций — Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), Лиги содействия оборонным предприятиям, Ассоциации российских городов, Союза промышленников и предпринимателей.
В документе подчеркивается, что дальнейшая дестабилизация политической ситуации в России, располагающей огромным потенциалом вооружений, может иметь катастрофические последствия.
На пресс-конференции отмечалось, что на основе Декларации формируется не новый политический блок центристской направленности, а вырабатываются правила честной политической игры. К основным проблемам, несущим угрозу безопасности России, отнесены нестабильный конституционный процесс, инфляция, коррупция, преступность. В Декларации содержится призыв к мораторию на проведение митингов, демонстраций до конца года.
Выступая на пресс-конференции, заместитель председателя ВС России Н. Рябов заявил, что в данном случае речь идет о самосохранении российского социума, но «судьба России в руках самой России».
Отвечая на вопрос «Известий», что побудило его поддержать в парламенте инициативу президента в конституционном процессе, Н. Рябов сказал о необходимости учета реалий жизни и результатов референдума: «Я вижу, что прежняя линия парламента и съезда требует корректировки». Он назвал продолжение парламентского курса на конфронтацию с президентом, а значит, и с частью российского населения «безумием, которое приведет к самоустранению парламента».
Н. Рябов надеется, что вопрос сближения позиций президента и парламента на конституционном пути будет внесен в повестку Верховного Совета уже на следующей неделе. Ждет он инициатив и от президента в виде заявления или обращения к Верховному Совету и субъектам Федерации, потому что «с помощью Указа согласия не достигнуть». Н. Рябов сообщил, что накануне своего выступления в парламенте он вместе с Р. Абдулатиповым имел 40-минутную беседу с президентом Б. Ельциным «для выяснения готовности президента к встречным шагам для сближения».
Заместитель спикера назвал нежизнеспособным принятие новой Конституции по схеме «Конституционная комиссия — Верховный Совет — съезд», поскольку снова мы «упремся» в разногласия с субъектами Федерации и потеряем время. Н. Рябов видит выход из патовой ситуации, например, в том, чтобы все заинтересованные стороны согласились образовать в парламенте совещание по вопросам подготовки новой российской Конституции (Конституционное совещание).
Н. Рябов надеется, что после конкретных высказываний субъектов Федерации, а также большинства членов Верховного Совета свою однозначную позицию по поводу инициатив президента изменит и Р. Хасбулатов.
Сергей Филатов: Самое главное сейчас— прекратить противостояние властей
Очередной брифинг руководителя администрации президента С. Филатова, состоявшийся 18 мая в Кремле, был посвящен теме подготовки и принятия новой Конституции.
Эта тема, сказал он, возникла не случайно. Длительное время конституционный процесс был заморожен. Создавалось всевластие Советов. Попытки сопротивления этой тенденции со стороны исполнительной власти начали процесс возникновения двоевластия или безвластия. Он должен быть остановлен. Радикальный путь — принятие новой Конституции.
Первые наши поездки по регионам — совещания по проблемам новой Конституции состоялись уже в Мурманске, Суздале, Рязани, сегодня такое совещание проходит в Санкт-Петербурге, Сергей Шахрай вылетает в Хабаровск, Новосибирск, Иркутск,— показывают, что руководители регионов одобряют эти шаги, хотя есть и некоторое недопонимание. Самое главное сейчас — прекратить противостояние властей и внести определенность в общество конституционным путем для продолжения реформ.
С. Филатов привел такой пример: в Тамбовской области он посетил один из совхозов, где люди не хотят строить ферму. На вопрос почему, объяснили так: у нас нет гарантий на будущее. Мы его не знаем. Принимайте новую Конституцию, тогда будет ясно, как будем жить дальше, тогда и будем строить новую ферму.
До 20—22 июня, продолжал С. Филатов, мы намерены завершить разъяснительную и экспертную работу в регионах. Все предложения с мест поступают в государственно-правовое управление, которое вместе с крупными юристами анализирует их, они будут представлены Конституционному совещанию. Есть и коллективные предложения по проекту Конституции, например, из Татарстана.
Сейчас готовится указ президента об организации Конституционного совещания и его функциях. В него войдут по два представителя от регионов, бу^ дет представлен федеральный уровень власти — представители президента, правительства, Верховного Совета, Конституционной комиссии, а также, видимо, группа от политических объединений. Поступило предложение создать также группу от Союза малых городов.
В этом конституционном процессе, продолжал С. Филатов, — нас тревожит то обстоятельство, что со стороны представительной власти мы не видим конструктивного настроя. Там слышен агрессивный тон, который переходит в агрессивные действия — разгон комитетов, комиссий, которые традиционно поддерживали реформы. Но последнее заседание Верховного Совета показало, что и в парламенте есть силы, готовые искать пути к согласию, взаимодействию. Именно на этом настаивают многие руководители регионов. Что можно сказать по этому поводу? До 25 апреля была такая возможность, но глухая стена, на которую наталкивался президент, заставила его обратиться к народу. И в этой новой ситуации представительной власти в первую очередь нужно реально учитывать состояние общества и сообразно действовать.
На вопрос о новой позиции заместителя председателя Верховного Совета Н. Рябова, которую он продемонстрировал на последнем заседании Верховного Совета, С. Филатов сказал: его позиция, видимо, объясняется противоречивыми процессами в самом Верховном Совете, а также, вероятно, обращением группы депутатов к Рябову с предложением возглавить оппозицию.
Ключевой вопрос, конечно же, как принимать новую Конституцию. Есть два варианта: съездом или путем референдума. Если съездом, то существуют два момента: правовой и морально-политический. Легитимности съезд уже не имеет, о чем свидетельствуют итоги голосования. Кроме того, начиная примерно с VI съезда, большинство депутатского корпуса выступало против президента, давало отрицательную оценку реформам, тогда как в обществе мнение иное. Если отдать конституционный процесс съезду, это означает проявить неуважение к народу. Поэтому, на мой взгляд, сказал С. Филатов, самый легитимный путь — референдум. Однако, подчеркнул он, многое будет зависеть от депутатского корпуса, изберет он путь согласия или конфронтации.
Руководитель администрации пояснил, что пока отказов от участия в Конституционном совещании со стороны отдельных регионов нет. Даже в Татарстане идет сбор подписей депутатов с целью провести специальную сессию для обсуждения этого вопроса. У нас есть абсолютная решимость довести конституционный процесс до конца, подчеркнул руководитель администрации президента.
Отвечая на вопросы журналистов, он, в частности, сообщил следующее.
По поводу, мягко говоря, нерыночных высказываний и действий первого вице-премьера О. Лобова он подтвердил, что тревожные сигналы поступают. И добавил: видимо, он делает-трудные шаги в рынок.
На вопрос об обращении IV республик С. Филатов заявил, что оно вызвано обеспокоенностью за легитимность принятия Основного Закона, и это естественно, это не выпадает из нашего, поля зрения.