May 8, 2023

Канн в поисках вечных ценностей и новых талантов

Кинодебют Михаила Горбачева, который играет самого себя в фильме Вима Вендерса «Так далеко, так близко!»


Юрий КОВАЛЕНКО. «Известия»


13 мая в Канне открылся 46-й кинофестиваль. На его афише запечатлены в поцелуе Ингрид Бергман и Кэри Грант в фильме Хичкока «Прикованные», который был снят… в 1946 году.

Этот романтический поцелуй, который называют «самым долгим в истории кино», призван нести немалую смысловую и символическую нагрузку. Дело в том, что в 1993 году организаторы фестиваля поднимают на щит кино романтическое, сентиментальное, эмоциональное, то, которое повествует о простых человеческих чувствах, и прежде всего о любви и вечных ценностях. В жанре развлекательном особый акцент сделан на комедиях.

«Мы хотим показать кино. — подчеркивает генеральный директор фестиваля Жиль Жакоб, — которое заставляет нас переживать, плакать, смеяться». «С годами я все меньше верю идеалам и все больше — чувствам», — говорит председатель жюри, известный французский режиссер Луи Маль.

Другая цель фестиваля-93 — поиск новых талантов, призванных «заменить» плеяду великих мастеров недавнего прошлого — таких, как Феллини, Бергман, Тарковский. Наряду с широко известными режиссерами в Канн приглашены четыре дебютанта, в том числе и Александр Хван из России.

Посмотрев 663 фильма, снятых в последние годы чуть ли не во всех странах мира, Жиль Жакоб отобрал 28, из которых 23 будут показаны на конкурсе. К сожалению, не успели закончить свои последние работы такие художники, как Альтман, Вуди Аллен, Скорсезе Спилберг. Почти полностью отсутствуют в гамме, по словам Жиля Жакоба, целые континенты (например латиноамериканский).

Знамением времени стало и то, что если прошлый Каннский фестиваль открылся американской эротической лентой «Основной инстинкт», то нынешний — французской мелодрамой Андрэ Тешине «Мой любимый сезон» с Катрин Денёв в главной роли.

В Канне-93 ожидается блистательный парад женских кинозвезд первой величины: Лиз Тейлор, Жана Моро, Настасья Кински, Изабель Аджани. Некоторые из них представляют фильмы, где сами участвуют. Другие, как Клаудиа Кардинале и Инна Чурикова, входят в состав жюри.

Но главную роль в этом параде играет, на мой взгляд, по-прежнему прекрасная Катрин Денёв. Актриса, которой в этом году исполняется 50, сейчас переживает вторую молодость.

Денёв как «звезда» родилась в Канне, когда в 1964 году «Шербурские зонтики» получили высший приз фестиваля. В «Моем любимом сезоне» — ее седьмом фильме, с которым она приезжает на фестиваль, —впервые снялась Кьяра Мастроянни, ее дочь от знаменитого итальянского актера.

Если верить всезнающим парижским кинокритикам, главным событием Канн-93 станет картина замечательного немецкого режиссера Вима Вендерса «Так далеко, так близко!». Вендерс уже завоевывал главные призы Канн. Эта его новая лента, монтаж которой до сих пор не закончен, продолжает историю спустившихся на землю двух ангелов, начатую им в «Крыльях желания». В новом фильме режиссера состоялся дебют Михаила Горбачева: он впервые в жизни играет в кино, правда, самого себя.

Возможно, вторым по важности событием станет возвращение в Канн братьев Паоло и Витторио Тавиани, фильм которых «Падре Падроне» завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в 1977 году. На этот раз они покажут «Фиориле»—картину-легенду, повествующую о любви молодой итальянки и французского офицера.

Необычайно мощно в нынешнем году представлена Франция — пятью лентами. Кроме фильма «Мой любимый сезон», французы покажут две исторические картины театральных режиссеров-постановщиков: «Людовик— ребенок-король» (Роже Планшон) и «Мазепа» о художнике Жерико (Бартабас), а также загадочно — мистическую ленту Алена Кавалье «Освободи меня». Наконец, фестиваль закроется внеконкурсной комедией Филомены Эспозито «Токсическое дело» с Изабель Аджани.

В третий раз за последние пять лет в фестивале участвует завоевавший на Западе широкую известность китайский режиссер Чен Кейдж. На этот раз он представлен лентой «Прощание с сожительницей», повествующей опять-таки об истории трагической любви в труппе пекинской оперы. Постановщик критически оценивает Китай наших дней и его экономические реформы. Люди больше не верят ни в императора, говорит он, ни в Бога, ни в дружбу, а только в деньги…

Среди других конкурсных лент назову картину «Король холмов» Стивена Содерберга, который в 1989 году завоевал здесь главный приз («Секс, ложь и видео»). Свои последние работы, правда, внеконкурсные, покажут Питер Гринуэй и 82-летний Акира Куросава. Лента Куросавы «Мададайо» посвящена жизни знаменитого писателя Хайякена Усиды, который скончался в 1971 году в… 82-летнем возрасте.

Ну, а чем же порадует западных ценителей кино наше Содружество Независимых Государств? Некогда великая кинодержава. констатирует Жиль Жакоб, больше не существует, и продукция России, Украины и других республик «ужасно разочаровывает».

Тем не менее на конкурсе Россия представлена первым фильмом 35-летнего режиссера Александра Хвана «Дюба-дюба». По словам самого режиссера, которого цитирует парижская пресса, это «трагическая история любви и преступления», напоминающая романы Достоевского. Кроме того, в программу «Двухнедельник режиссеров» включен российско-французский фильм Евгения (именно Евгения) Лунгина «Ангелы в раю».

Слабую представленность в творческом конкурсе мы, похоже, готовы с лихвой компенсировать на кинорынке. Только «Совэкспортфильм» предлагает покупателям примерно 15 картин. Это и художественный фильм Игоря Гостева «Серые волки», и фильм-опера «Борис Годунов», и документальная лента «История русского авангарда».

Наконец, Канн, как всегда, празднует «вечное кино». В этом году на фестивале чествуют Ингмара Бергмана, Дино Ризи, Райнера Фассбиндера, Джозефа Манкевича

«Известия» 14 мая 1993 года