April 24, 2023

1 мая милиция оказалась не готова отразить нападение демонстрантов


Сергей ТАРАНОВ, «Известия»


Сегодня нет нужды во всех деталях пересказывать то, что случилось на Ленинском проспекте Москвы 1 мая. В течение двух дней телевидение не раз показало молчаливый репортаж о кровавой драме. О масштабах и последствиях этого «праздничного» события говорит одна цифра: более 150 пострадавших...

Тем не менее комментарии необходимы. Вдумайтесь: более половины всех жертв уличной схватки составили работники милиции, в том числе и всемогущие в боевых искусствах бойцы ОМОНа. И разве не возникает резонный вопрос: если даже стражи порядка не могут защитить самих себя, на что надеяться нам, простым смертным?

Уже после первомайского побоища начальник ГУВД и мэр Москвы с некоторым удивлением сообщили, что «впервые прокоммунистически настроенные демонстранты применяли холодное оружие»— заточки, куски труб, цепи, бросались камнями и кусками асфальта. А в первых рядах — и это было видно любому, кто смотрел телерепортажи, — шли на милицейские цепи отлично тренированные боевики.

Однако в равной степени верно и то. что в авангарде стражей порядка стояли отнюдь не самые подготовленные бойцы, — у нападавших хватало силы и умения выхватывать милиционеров по одному, отбирать резиновые дубинки и щиты, чтобы этими же трофеями сражаться дальше.

Милиция явно просчиталась, выставив в качестве заслонов на пути демонстрантов грузовики и автобусы. Толпе удалось не только поджечь несколько машин, но и превратить их в опасные тараны, которые время от времени въезжали в милицейские ряды. Тем временем водометы стояли в тылу сил порядка и быстро остудить пыл атакующих не смогли.

Но самое главное — многие милиционеры были психологически не готовы к агрессии демонстрантов. Вначале, сориентированные лишь на пассивную оборону, они растерялись, затем замешательство — под шум летящих камней и при виде избитых в кровь товарищей — сменилось неоправданной агрессивностью — и град милицейских дубинок обрушился на всех без разбору. Досталось не только молодым боевикам, но и беззащитным пенсионерам, женщинам... Что позволило коммунистам — организаторам шествия обвинить власти и московскую милицию «виновниками кровопролития и авторами поджогов».

И, наконец, бессилие милиции подчеркивает тот факт, что непосредственно во время побоища арестовано всего двадцать смутьянов — «зачинщиков беспорядков». Хотя очевидцы события, равно как и кадры телевизионной съемки, свидетельствуют: тех, кто участвовал в боях с милицией, было в десятки раз больше. Кстати, к 3 мая большинство задержанных уже отпущены по домам, а главные организаторы уличных беспорядков по-прежнему на свободе и даже несколько раз в день выступают на митинговых площадках у Белого дома.

Нет уверенности и в том, что распоряжение президента России расследовать «первомайское дело» и наказать всех инициаторов провокации будет выполнено в полном объеме либо доведено до логического конца — то есть до судебного наказания виновных. События прошлых лет — например, осада Останкино — показывают, что, как правило, незаконные действия толпы и ее отдельных составляющих остаются безнаказанными, в том числе и потому, что наша милиция не владеет навыками задержания виновных непосредственно на месте преступления.

Очевидно, что анпиловское войско возникло и ширилось не сегодня, не в канун Первого мая. Во время осады телекомпании Останкино в прошлом году, столь бездарно и с таким опозданием защищаемой милицией, у главного входа ТВ уже стояли молодцы в униформе — на виду у всех сутками держали гнусные анти-еврейские плакаты и лозунги, оскорбляли и плевались в сотрудников телевидения, идущих и выходящих с работы. Многим тогда хотелось верить, что только плевками дело и ограничится. Нет, сегодня подонки, вдохновляемые столь же ненаказуемой национал-коммунистической пропагандой, бреднями об «оккупационном» правительстве и газетными обещаниями прогнать всех демократов по Тверской улице, как некогда пленных фашистов, готовы сменить холодное оружие на горячее.

2 мая на митинге «Трудовой Москвы» и ФНС перед Белым домом говорилось о том, что в московскую мэрию поступила заявка о проведении демонстрации 9 мая. Стоя на ступеньках высшего законодательного органа России, сильно озабоченного тем, как бы сохранить брежневскую Конституцию, коммунисты пригрозили: если их шествие 9 мая будет запрещено, то они «как следует подготовятся к демонстрации» и придут к месту сбора «не с пустыми руками».

Осталось выяснить — знают ли о подобных планах милиция и мэрия Москвы.
Или вновь атаки чрезвычайно непримиримой оппозиции станут полной неожиданностью для всех?

«Известия» 4 мая 1993 года