КНР—Тайвань: впервые за столом переговоров
В Сингапуре 27 апреля началась встреча, которую без большого преувеличения можно назвать исторической. Впервые за 44 года, минувшие с тех пор, как в Китае пришли к власти коммунисты, а лидер гоминьдана Чан Кайши создал на Тайване свое правительство, высокопоставленные представители двух сторон проводят между собой переговоры.
Наблюдатели не ожидают от встречи сенсационных результатов. Ее значение видится прежде всего в том, что она должна продемонстрировать стремление Китая и Тайваня урегулировать разногласия мирными средствами и одновременно послужить стимулом для еще более стремительного роста экономических связей и туризма.
Представитель правительства Тайваня в беседах с журналистами усиленно подчеркивает, что предметом переговоров станут «не политические, а административные дела». Так, делегации обсудят условия возвращения в Китай эмигрантов, нелегально проникших на остров, меры против контрабанды.
Что же касается самой жгучей проблемы — воссоединения острова с Китаем, то о ней тайваньские официальные лица предпочитают не упоминать. Причина очевидна. Во-первых, хотя на словах нынешнее гоминьдановское руководство острова поддерживает идею воссоединения, по существу, оно трактует ее совсем не так, как Пекин. Речь идет о возможности воссоединения в отдаленном будущем. А фактически президент Тайваня Ли Дэнхуэй и его окружение намереваются сохранять статус-кво — положение, когда правительство острова неподконтрольно Пекину.
Во-вторых, саму идею воссоединения отвергает главная оппозиционная сила на Тайване — Демократическая прогрессивная партия (ДПП), которая на последних выборах получила треть мест в законодательной ассамблее. Относясь с подозрением к контактам с Китаем, ДПП направила группу своих законодателей в Сингапур. Цель поездки, сказал ее представитель по прибытии в Сингапур,— продемонстрировать, что тайваньцы не желают воссоединения с Китаем и боятся, как бы их остров не был аннексирован насильственно.
На этом фоне проблема воссоединения с КНР вряд ли будет поднята на переговорах. Однако Пекин по-прежнему считает ее первоочередной. Неясно только, каким образом Китай собирается решать эту задачу. Еще пару месяцев назад генсек ЦК КПК и глава правительства КНР в своих речах недвусмысленно дали понять, что Китай не остановится перед применением силы, если на Тайване возьмут верх сепаратисты.