April 23, 2023

ГолАЗ: Германия уверена, Россия чешет в затылке

В потолок ударили разноцветные фейерверки, запылала звезда с тремя лучами, и под звуки оркестра в цех медленно вплыл сверкающий автобус. Так 15 апреля было отмечено начало реализации проекта фирмы Mercedes-Benz и концерна Автрокон по производству автобусов в подмосковном городке Голицыно.

Предыстория такова. Автобус Mercedes-Benz О 303 выпускался в Германии с 1974 года, и хотя он стал самой удачной и популярной международной моделью фирмы, пришла пора заменить его более новым О 404 (о нем — подробный рассказ в этом же номере). Но сборочную линию было решено не уничтожать, а передать одной из слаборазвитых в автобусном отношении стран.

Предыдущая линия — по производству О 302 — была смонтирована в Турции, а эту решили передать нашей стране.

Mercedes-Benz О 303 — каково ему будет среди российских снегов?

В 1989 году началось строительство Голицынского автобусного завода (ГолАЗ). За два последующих года собрали четыре машины… и проект, что называется, «встал». Ситуация в России не отличалась стабильностью, а фирме нужны были твердые гарантии.

Наконец, обстановка прояснилась. Российский Внешэкономбанк открыл аккредитивы на валютный кредит: Mercedes собирается инвестировать в проект ни много ни мало четверть миллиарда немецких марок!

15 апреля журналистов доставили на завод после встречи-знакомства, организованной пресс-центром Mercedes и пресс-клубом Москвы. Кстати, встреча была прекрасной возможностью убедиться, что пресс-служба Mercedes имеет богатые архивы и работает не хуже швейцарских часов. А праздник, о котором мы упомянули в начале заметки, был посвящен первому шагу после долгой неопределенности: в Голицын о прибыли шесть автобусов О 303. «Гордиев узел разрублен. Все вопросы финансирования решены. Mercedes-Benz вступает на крупнейший в мире автобусный рынок», — так оценил событие сам г-н Нифер, председатель правления фирмы, специально прилетевший на личном самолете.

Священник отслужил молебен, отгремели фанфары, уехала делегация… Что дальше?

Первое время ГолАЗ будет дособирать О 303, прибывающие на поезде из Германии: их выпуск там прекращен, но на складе скопилось до сотни машин, где еще не оборудован салон (все основные части лежат в ящиках, внутри автобусов).

После этого будет достроен большой сборочный корпус, где смонтируют конвейер — и «отверточная сборка» заработает.

Глядя на грязь под ногами и «скелет» из металлоконструкций на месте будущего цеха, мы задали вопрос начальнику отдела маркетинга ГолАЗа Д. Славникову: «Когда будет достроен основной цех и не случится ли так, что запас О 303 в ФРГ кончится, а конвейер еще не заработает?» «Этого не может сказать никто», — ответил тот. Однако Карл Кунц, старейший сотрудник пресс-службы отделения грузовиков и автобусов Mercedea-Benz, настроен иначе: «Я спокоен. Знаете, почему? Части конвейера уже в пути…»

«Гopдиев узел разрублен» — считает Вернер Нифер, шеф Mercedes-Benz

Если ожидания сбудутся и через три года ГолАЗ выйдет на проектную мощность (2500 машин в год), то Россия получит пригородные, междугородные и международные автобусы высокого класса — с АБС, ПБС, трансмиссионным тормозом-ретардером, великолепным интерьером (туалет, кухня, видео), а также специальную станцию сервиса. Кстати, срок службы О 303 — до 15 лет.

Пока же ГолАЗ, как и прежде, переоборудует автобусы ПАЗ (комфорт, интерьер) по заказам, разрабатывает бронированный вариант для инкассации и даже необычную конструкцию на базе ЗИЛа, похожую на американский школьный автобус. Но это — уже отдельная тема.

Ф. ЛАПШИН

«АвтоРевю» апрель 1993 года