April 18, 2023

Право на правый руль останется до конца века


Сергей ТАРАНОВ. «Известия»


На встрече президента России Бориса Ельцина с премьер-министром Виктором Черномырдиным было договорено изменить ранее принятое постановление правительства о запрете на ввоз в страну и эксплуатацию автомобилей с правосторонним расположением руля.

По сути дела, речь идет не столько о корректировке непопулярного решения, сколько о его фактической отмене. Напомним, что ввез машин с правыми рулями должны были запретить с 1 июня 1993 года, а их использование — с января 1995-го. Теперь же грядущие ограничения и запреты отодвигаются в неопределенное будущее, точнее, к 2001 году. Нынешнее правительство вряд ли продержится до третьего тысячелетия, а отношение его последователей к проблеме правого руля, конечно, неизвестно.

В любом случае, кто бы ни решал вопрос о правом руле, он должен понимать, что его решение задевает интересы сотен тысяч жителей Дальнего Востока — тех. кто ввозит, продает, ремонтирует, эксплуатирует дешевые подержанные автомобили из Японии. Угроза лишиться неплохих машин и заработка. с ними связанного, уже заставила моряков и рыбаков Приморья, Сахалина, Камчатки объявить о бессрочной и всеобщей забастовке в случае, если запреты на правый руль вступят в силу. К тому же накануне референдума премьер-министр и президент —- что естественно — не желают обижать и озлоблять сотни тысяч граждан.

Правда, из беседы Бориса Ельцина с Виктором Черномырдиным, показанной Российским ТВ 21 апреля, не очень ясно, как будет осуществляться ввоз правосторонних иномарок до 2001 года? Глава правительства предложил ввести принцип «один человек — одна машина», имея в виду ограничить возможности моряков, привозящих на продажу «японки» из каждого рейса. Но, очевидно, что такое правило будет несложно обойти, оформляя покупку автомобиля на подставных лиц, родственников и т. п.

Весьма туманными кажутся и перспективы переоборудования правого руля на левую сторону. По мысли премьер-министра, это по силам делать предприятиям ВПК и «отечественным умельцам». Вопрос только — как делать? Если принудительно, по требованию ГАИ, которая будет отказывать в регистрации «японок», то возникнет еще один социальный нарыв. Если же по доброй воле владельцев иномарок, желающих выложить сотни тысяч за переоборудование руля, панели приборов, педалей и пр.— почему бы и нет?

Говоря о том, почему вообще правительство вдруг озаботилось проблемой правого руля, премьер-министр повторил расхожий тезис МВД о якобы большей опасности таких машин. Но известно, статистика ГАИ — вещь лукавая, и никто всерьез не исследовал, почему бьются иномарки на российских дорогах и что опаснее — разбитые дороги. водители-лихачи или расположение руля? Кстати, в одном из материалов о правых рулях «Известия» приводили мнение Приморской ГАИ: в Находке и Владивостоке, где «японок» уже давно больше половины от числа всех транспортных средств, аварийность ничуть не выше. Проблема видится в том, как быстро тот или иной водитель освоится в японском автомобиле, пересаживаясь с «Жигулей» на «Ниссан».

«Известия» 23 апреля 1993 года