April 16, 2023

Ельцин  хотел референдума? Пусть он его получит

На совещании в Верховном Совете РФ одобрен план антипрезидентской кампании


Валерий ВЫЖУТОВИЧ, «Известия»


На закрытом совещании, состоявшемся на прошлой неделе в Белом доме под председательством заместителя главы российского парламента Валентина Агафонова, рассматривался ход подготовки к референдуму. Вниманию присутствовавших (около тридцати человек, почти все — депутаты) был предложен пакет материалов Весьма разножанровые (справки, методические пособия, статотчеты, листовки), эти материалы сгруппировались в одной папке по общему для них признаку — откровенной, не стесняемой никакими приличиями анти-президентской направленности.

Другим отличительным свойством упомянутых документов была их абсолютная анонимность. Свое авторство удостоверил лишь «общественный комитет „Реформы для народа“ — мифическая организация, нигде и никем не зарегистрированная.

О том, что обсуждали за закрытыми дверями российские законодатели, в каком направлении работала их беспокойная мысль, гадать не надо. «Президент развалил Советский Союз и во имя борьбы со съездом народных депутатов и Верховным Советом ныне разваливает Россию»… «Допустил самый высокий за последние 30 лет уровень преступности, угрожающий созданием в России мафиозного государства»… «Использует свой контроль над государственным телевидением и радио для оболванивания народа и превращения его в слепого исполнителя воли „хозяина“ и его окружения»… «Ведет страну к национальной катастрофе»…

Цитирую лишь самое пристойное из агитки, представленной высокому собранию. На редактуру и одобрение? С последующим тиражированием в подведомственной парламенту типографии «Известий»? Если не за этим, то — зачем? Не для просвещения же Бабурина и Саенко специально сотворен текст, который многопудьем можно черпать из любой съездовской стенограммы.

Нет, продукция, опытные образцы которой прошли «госприемку» в Белом доме (кстати, среди документов, розданных участникам совещания, были и машинописные оригиналы тех самых листовок, о трехмиллионном тираже которых уже сообщали «Известия»), предназначена широкому потребителю.

Уровень агитации таков: «Спекулянты и мафиози! Ростовщики и маклеры! Коррупционеры и взяточники! Карьеристы и мошенники! Будущие аристократы и капиталисты! Поддержите на референдуме президента и его курс. Только Б. Н. Ельцин и его команда способны надежно защитить от народа ваши интересы!»

Хорошо представляю себе: в кабинете, должно быть, украшенном государственным флагом, под председательством высокого официального лица заседают полномочные представители законодательной власти. Совещаются, как бы половчее свалить президента. Сцена, не-поедставимая ни в конгрессе США, ни в британском парламенте, ни в германском бундестаге — нигде, ни в каком законодательном собрании цивилизованного мира.

«Конечно, впереди еще много работы, и проклятое наследие тоталитаризма дает о себе знать. Не все еще детские сады проданы коммерческим структурам, не все еще дворцы культуры превращены в казино и публичные дома, не все еще заводы остановились и не вся еще наука развалилась. Но пусть нас не страшат трудности! Ничто не может остановить нашего поступательного движения назад! Под знамением Рейгана-Буша—Клинтона, под мудрым руководством великого Ельцина — вперед к новым вершинам цен и налогов! Да здравствует нерушимый союз рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, капиталистов и их наемных работников!..»

Если эти воззвания уже появились на улицах, их читателям полезно будет знать: текст одобрен в Верховном Совете. Как сказал бы в иное время лучший друг всех агитаторов и пропагандистов: «Мы тут посоветовались и решили рекомендовать предложенный товарищами материал для широкого использования в кампании против врагов народа».

Впрочем, коммунистический агитпроп до поделок такого пошиба не опускался. Что же касается методов обработки мозгов — тут полная преемственность.

«Методические материалы по референдуму 25 апреля 1993 года» — так озаглавлена разработка, представляющая собой четырнадцать страниц плотного машинописного текста. В этом своде практических рекомендации, не лишенных научности, знания массовой психологии, навыков игры на общественных настроениях, чувствуется уверенный профессиональный почерк.

Вот образцы, предложенные добровольным агитаторам и пропагандистам. «Инициативная группа может организовать отправление писем в редакции местных и центральных газет. Следует учитывать то, что публикация таких писем должна оказать влияние на наиболее сложную часть электората и колеблющихся. Например, письмо о том, почему они в этот раз будут обязательно голосовать против Ельцина, могут написать бывший сторонник Ельцина, его доверенное лицо, военнослужащий, духовный сан мусульманского вероисповедания из Татарии, представитель „ДемРоссии“.

Судя по публикациям в «Правде», «Советской России», «Дне», эта рекомендация принята к исполнению. Воплощается и другая: «Своеобразной формой агитации через газету является публикация результатов социологических исследовании — рейтинга Ельцина в данном регионе. Если эти результаты говорят об очевидном проигрыше Ельцина и его окружения, то публикация итогов этого исследования может привлечь на нашу сторону тех, кто еще колеблется. Срабатывает так называемый „эффект очереди“: видя очередь, человек желает купить товар, на который он мог бы не обратить внимания, если бы очереди не было. Так же, видя, что большинство не поддерживает Ельцина, сомневающийся может „как все“ проголосовать против Ельцина, не пользующегося всенародным доверием».

В числе элементов политической рекламы, вызывающих, по мнению авторов разработки, наибольший интерес избирателей, рекомендованы «сенсации, неожиданные заявления, которые могут повлечь качественные изменения». И это вошло в практику — см. последнее выступление вице-президента Руцкого в Верховном Совете РФ.

Безымянные авторы пособия советуют добровольцам использовать «нестандартную агитацию (с юмором, стихотворениями, рисунками, плакатами)». Требуется «показать, что политику Ельцина не поддерживают крестьяне, рабочие, известные артисты, спортсмены, популярные личности, представители различных профессий». Предписывается «Вырезать и распространить статьи таких людей, не поддерживающих нынешний социально-экономический курс; вести агитацию во время массовых мероприятий — на стадионе, в кино, размещать агитацию на вокзалах и у продовольственных магазинов».

В пакете материалов, рассмотренных на совещании в ВС, представлен также перечень регионов, «перспективных против президента» (Алтай. Краснодар, Ставрополь, Тамбов, Тверь), центров, «на которые рассчитывает президент» (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Нижний Новгород), и пунктов «относительного равновесия» (Архангельск, Астрахань, Белгород, Брянск, Волгоград, Воронеж, Омск и др.).

Короче, как докладывалось когда-то на партхозактивах, «проделана определенная работа». Ее масштаб и основательность не оставляют сомнений: трудился не «общественный комитет» дилетантов, а солидный и многочисленный коллектив профессионалов, оснащенных научным знанием, опытом коммунистической пропаганды и агитации, аппаратной умелостью, средствами связи, современной оргтехникой.

Заказывал ли Верховный Совет эту дорогостоящую пропагандистскую продукцию, сам ли ее производил или только аттестовал на «знак качества» — вопрос с юридической точки зрения праздный и малосущественный. Юридически важно другое: кто платил? Пропаганда и агитация в канун референдумов за счет государственной казны запрещена законом. О поправке, позволяющей финансировать антипрезидентскую кампанию на средства налогоплательщиков, пока сообщений не поступало. Впрочем, с поправкой, если надо, депутаты не задержатся.

«Известия» 21 апреля 1993 года