February 25, 2023

Создан российский лайнер с американскими двигателями


Виктор БЕЛИКОВ, «Известия»


Ассоциацией «Ильюшин» завершено изготовление модифицированного дальнего широкофюзеляжного лайнера Ил-96М с четырьмя двигателями американской компании «Пратт энд Уитни» и пилотажно-навигационной системой фирмы «Рокуэлл Коллинз» (США).

Для создания этой машины был использован первый из семейства Ил-96-300, который после четырех лет испытательных полетов возвратился на Центральный аэродром Москвы и вновь оказался в цехе опытного производства фирмы «Ил». Здесь его фюзеляж в центральной части был удлинен на 9 с лишним метров, что позволило разместить в нем три салона разных классов с 318 пассажирскими креслами.

Была также переделана пилотская кабина, которая теперь рассчитана только на двух летчиков, зато в ней появилась специально разработанная американцами электродистанционная система управления полетом. О ее возможностях говорит, в частности, способность лайнера выполнять автоматическую посадку в условиях плохой видимости на аэродромах международных трасс. Протяженность беспосадочного полета Ил-96М— 11.500 километров со скоростью 850—870 километров в час. При максимальной вместимости — 386 пассажиров экономического класса — дальность сокращается на 1.000 километров.

Такую скорость и дальность самолету сообщают двигатели типа ПУ-2337, выпущенные американской компанией, агрегатами которой оснащено более 70 процентов мирового парка реактивных самолетов. В частности, предоставленные бесплатно «Пратт энд Уитни» двигатели для первого Ил-96М принадлежат к числу наиболее надежных, имеющих большой ресурс работы и высокую экономичность. Опыт их эксплуатации на самолетах других типов показывает, что ежегодные расходы на топливо могут быть сокращены на четверть миллиона долларов для каждой крылатой машины.

Генеральный конструктор Г. Новожилов отметил, что выбор ПУ-2337 объясняется несколькими причинами, одна из которых — возможность дальнейшего развития лайнера с этими двигателями — такова традиция ОКБ имени Ильюшина. Учитывались также популярность продукции «Пратт энд Уитни» среди потенциальных покупателей лайнера на зарубежном авиарынке, способность компании обеспечить технический сервис, поставку запчастей практически по всему миру. Это подтвердила и делегация «Пратт энд Уитни», прибывшая во главе с вице-президентом компании Дж. Карни.

Ил-96М с заокеанскими «движками» уже стоит на заводской площадке перед воротами, ведущими на взлетную полосу Центрального аэродрома. После нескольких дней опробования всех систем, рулежек по земле и предварительных пробежек перед первым стартом он поднимется в воздух, чтобы перелететь на испытательный аэродром в городе Жуковском. В июне ему предстоит премьера на международном авиасалоне в Бурже. К сожалению, его отечественные серийные предшественники Ил-96-300 до сих пор не появились на регулярных воздушных трассах.

На снимках: так выглядит лайнер Ил-96 М; испытательная станция завода «Пратт энд Уитни».

Фото ОКБ имени Ильюшина и автора.

«Известия» 30 марта 1993 года