Конституционный суд признал ряд положений телевизионного обращения президента к гражданам России не соответствующим Конституции
Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ ряд положений телевизионного обращения президента к гражданам России от 20 марта. В заключении, принятом Конституционным судом 23 марта, сказано: «Конституционный суд разделяет высказанную в обращении тревогу президента за судьбы страны, за сохранение единства и целостности в Российской Федерации, межнациональное согласие. КС солидарен с выраженным президентом стремлением обеспечить соблюдение основ конституционного строя, прежде всего народовластия, федерализма, разделения властей». Вместе с тем, как отмечает Конституционный суд, президент объявил об изменении закрепленного Конституцией разграничения компетенции между федеральными органами власти. Заявление президента означает ограничение полномочий органов представительной и судебной власти. По существу, разрушается принцип разделения властей.
Введение особого порядка управления означает нарушение установленного Федеративным договором «разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации». Решение президента, что главы исполнительной власти и правительства субъектов РФ подотчетны непосредственно президенту и правительству России, а их полномочия «не могут быть прекращены без решения президента» суд охарактеризовал как «явное вмешательство в компетенцию субъектов Федерации». Это противоречит статьям Конституции и Федеративному договору, сказано в заключении суда.
Обращение президента к гражданам России, в котором обнародованы его «действия и решения по введению в стране особого порядка управления до преодоления кризиса власти», в ряде своих положений не соответствует ряду статей Конституции, а также Федеративному договору.
Выводы из оценки действий президента в «Заключении КС о соответствии Конституции РФ действий и решений президента России, связанных с его обращением к гражданам России 20 марта», не сделаны. Оно будет представлено в Верховный Совет РФ, который обратился 21 марта в Конституционный суд с ходатайством о проверке конституционности действий Бориса Ельцина.
УВАЖАЕТ ЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ЗАКОН О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ?
Мы бы хотели, чтобы читатель сам сопоставил эти документы и сделал свои выводы. Заметим лишь, что главный принцип «третьей власти» — это беспристрастность и независимость, невмешательство в политические распри и позиция исключительно правового арбитра.
• Из выступления председателя конституционного суда В. Зорькина на сессии Верховного Совета РФ 21 марта 1993 г.
«Когда несколько дней назад я был в Соединенных Штатах Америки, — я уже имел возможность через средства массовой информации это заявить, — мне стало известно о том, что в окружении президента готовятся проекты указов, направленные на введение так называемого президентского правления. Естественно, я вынужден был прервать поездку».
«Борис Николаевич, я не имею возможности переговорить с Вами сейчас, поэтому обращаюсь к Вам с этой трибуны. Уже после вчерашнего Вашего заявления я сегодня делал несколько попыток связаться с Вами и сказать: Борис Николаевич, подумайте, ведь все мы люди, все мы россияне, и. может быть. Вы совершили ошибку (может быть, роковую ошибку). Так скажите об этом парламентариям — они ведь тоже россияне. Может быть, есть все же шанс в конце концов повернуть сообща путь развития России от катастрофы к согласию…
Конечно, Конституционный суд не мог пройти мимо вчерашнего обращения. Нам стало известно еще утром о проекте указа, который в своих главных частях фактически был озвучен в обращении. В сложившихся экстремальных условиях Конституционный суд вынужден был провести два совещания. Мы не могли не предупредить общество. И вы слышали вчера заявление Конституционного суда.
МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ЭТО БЫЛА ПОПЫТКА ПЕРЕЧЕРКНУТЬ БАЗОВЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. УЧИТЫВАЯ, ЧТО ТЕМ САМЫМ ВЛАСТЬ СОСРЕЛОТОЧИВАЛАСЬ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ У ОДНОГО ЛИЦА. А КАК ЕЩЕ РАСЦЕНИВАТЬ ФРАЗУ, ЧТО НЕ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ ЛЮБЫЕ РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНЫ НА ОТМЕНУ УКАЗОВ И РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА? ТАК ВЕДЬ БЫЛО СКАЗАНО В ОБРАЩЕНИИ. И ЭТО НЕ ПРОСТО ОБРАЩЕНИЕ. ЭТО ВЕДЬ ПЕРЕСКАЗАННОЕ ПРЕЗИДЕНТОМ СОДЕРЖАНИЕ ПОДПИСАННОГО ИМ УКАЗА, О ЧЕМ И СКАЗАЛ САМ ПРЕЗИДЕНТ. ЧТО ЭТО, КАК НЕ ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, БАЗА ДЛЯ ЭТОГО СОЗДАВАЛАСЬ».
«Конституционный суд по собственной инициативе принял к производству и рассмотрению вопрос о конституционности и конституционной ответственности президента и должностных лиц, связанных с подготовкой обращения, прозвучавшего вчера по телевидению. (Аплодисменты.)».
• Из Закона о Конституционном суде
Преамбула, абзац 2. «В согласии с принципами разделения властей конституционный контроль передается в ведение судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой:
Ст. 1. § 3 «Конституционный суд РСФСР не рассматривает политические вопросы».
Ст. 6. § 4 «Решения Конституционного суда РСФСР в соответствии с точным смыслом Конституции РСФСР выражают правовую позицию судей, свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей»
Ст. 20. § 3 «СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РСФСР НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ГДЕ-ЛИБО, КРОМЕ ЗАСЕДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РСФСР, ПУБЛИЧНО ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ О ВОПРОСЕ, ИЗУЧАЕМОМ ИЛИ ПРИНЯТОМ К РАССМОТРЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РСФСР, ДО ПРИНЯТИЯ ИМ РЕШЕНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ».
Ст. 32. § 1 «Конституционный суд РСФСР устанавливает и решает только вопросы права».
Ст. 32. § 6 «Конституционный суд РСФСР не вправе… высказывать суждения о конституционности неподписанных договоров, непринятых нормативных актов, отсутствующей практики их применения и несовершенных действий».
Ст. 74. § 3 «Конституционному суду РСФСР запрещается давать заключения по вопросам, которые могут быть предметом рассмотрения в его заседании по делу о конституционности нормативного акта или обыкновения правоприменительной практики».
К приведенным документам необходимо добавить, что ст. 18 Закона о КС гласит: полномочия судьи Конституционного суда РСФСР могут приостанавливаться решением Конституционного суда РСФСР в случаях, если: …
…§ 4 «Судья изложит в средствах массовой информации свое мнение о вопросе, изучаемом или принятом к рассмотрению Конституционным судом РСФСР, до принятия решения по этому вопросу».
Вопреки расхожей формуле комментарии здесь нелишни — но, повторим, пусть это сделают сами читатели.