Иностранные субмарины гостят без спросу в наших полигонах
Российская атомная подводная лодка столкнулась в Баренцевом море с иностранной субмариной.
Как сообщили обозревателю «Известий» в Главном штабе ВМФ, подводная лодка Северного флота самостоятельно прибыла на свою базу в 9.00 21 марта. Осмотром установлены незначительные повреждения легкого корпуса в районе носовой части. Утечки радиоактивных элементов в море не произошло. Оружие, аппаратура, а также реактор АПЛ находятся в полной исправности. Пострадавших нет. Корабль полностью боеготов.
Вместе с тем при осмотре нашего корабля обнаружены инородные детали и материалы, застрявшие в обшивке внешнего корпуса субмарины. Их исследования укажут на национальную принадлежность иностранной гостьи.
Но, по мнению российских экспертов, уже сегодня несомненно одно: командир иностранной подлодки, пытаясь вести наблюдение за нашим кораблем, потерял гидроакустический контакт с ним и, безграмотно маневрируя, создал опасную ситуацию, приведшую к столкновению, последствия которого могли быть очень серьезными.
Кстати, после инцидента наша лодка тут же всплыла на поверхность, как этого требуют международные правовые нормы. «Иностранец» с места происшествия удрал, не всплывая.
Главное командование Военно-Морского Флота России выразило крайнюю озабоченность участившимися случаями опасного маневрирования иностранных субмарин в полигонах боевой подготовки российских флотов. Напомним, это уже второй подобный случай за последнее время. Первый произошел в феврале 1992 года с американской субмариной, которая вторглась в территориальные воды России. («Известия» № 43 за 1992 год.).
В Главном штабе ВМФ отмечают в этой связи низкую ответственность и подготовку командиров и экипажей иностранных подводных лодок, ведущих наблюдение за нашими кораблями. По духу всех международных документов, определяющих безопасность плавания надводных кораблей и судов, говорили мне, любой корабль и судно, ведущие наблюдение, должны соблюдать все меры предосторожности, не допускать возникновения опасных ситуаций.
Аналогичные принципы должны применяться и в организации подводного плавания, однако практика показывает, что не все это понимают. Российские эксперты считают, что любая сторона, организующая наблюдения за военными действиями другой стороны, должна стараться не мешать ее боевой подготовке, не создавать критических ситуаций и не допускать помех безопасности мореплавания. Все сферы военно-морской деятельности должен пронизывать дух международных соглашений о предотвращении инцидентов.
Российская атомная подводная лодка, ставшая невольной участницей инцидента в Баренцевом море, может нести на борту 18 баллистических ракет стратегического назначения и 18 торпед и ракето-торпед. У нее два ядерных реактора, водоизмещение 13 тысяч тонн. Длина 150 метров. Экипаж более ста человек.