О нас - устами младенцев
По субботам телеканал «Россия» полчаса говорит «Устами младенца». Несмотря на младенческий возраст — всего полгода, — передача уже завоевала высокий рейтинг. Наш корреспондент Э. МАКСИМОВА беседовала с ведущим Александром ГУРЕВИЧЕМ и теми, кто ее готовит, — Сергеем ПЕХЛЕЦКИМ и Сергеем БРАЖНИКОВЫМ.
— Кто вы — режиссеры, педагоги, журналисты?
— Ни то, ни другое, ни третье. Инженеры-строители, в прошлом кавээнщики. Наша фирма почти целиком состоит из бывшей команды МИСИ.
— «Видео-интернэшнл», частная компания, акционерное общество. Несколько лет занимались только рекламой. Захотелось чего-то еще — почеловечнее, для души. Есть такая английская компания «Тэлбот», владелец множества телеигр. Мы пересмотрели едва ли не сотню и остановились на этой — дети размышляют, толкуют, взрослые отгадывают.
— Значит, это не наша, то есть не ваша, а их идея?
— А вы думаете «Поле чудес», «Любовь с первого взгляда» родились здесь, дома? Просто в отличие от других мы купили право на эксплуатацию чужой придумки. Правда, это всего лишь остов, схема. Как футбол: изобрели англичане, однако существует итальянский футбол, испанский, французский...
— В вашей передаче самое привлекательное — ее воздух, домашняя милота, что ли. Сейчас на телевидении видимо-невидимо всяческих игр, состязаний, где царит натужное возбуждение. Ведущие раздражающе крикливы, истерично взвинчивают зал, требуя запланированных реакций, аплодисментов. А у вас, кроме улыбки и легкой иронии в адрес взрослых и свой, кажется, и приемов-то никаких нет. В чем секрет?
— Не знаю, не анализировал, — говорит А. Гуревич. — Мизансцен заранее не выстраиваем. Идет как идет... Рядом с детьми выспренность, фальшь непереносимы. А ведущий, как сказано в нашей концепции, — представитель детей, играет на их стороне.
— Может, аудиторию собираете особенную?
— Какое там! Сперва волоком тащили друзей, соседей, потом их друзей. Это теперь народ уж сам потянулся.
— Этих мы отбираем, устраиваем смотрины, общее чаепитие, во время которого отмечаем самых контактных, быстрых разумом.
— Но главные персонажи — дети? Понимаю, что это — огромный труд.
— Нет, едва ли понимаете. За пятнадцатью минутами, которые они занимают в передаче, стоит не то что труд, а... нечто очень мало похожее на обычную подготовку передачи. Двенадцать часов подряд мы, оба Сергея вместе с режиссером Алексеем Соляновым, кувыркаемся, боремся, ползаем под стульями, куролесим — завоевываем доверие перед съемкой. Англичане недаром предупреждали, что берем у них самую многодельную игру. Мало того — и самую дорогую.
— И, кажется, самую интеллектуальную. Ваши юные Спинозы поразительно остроумны и точны в своих «рассуждалках», «объяснялках», «обгонялках»!
А как дети резонируют на время! «Их сейчас штук сто уже, по-моему, у всех они есть» (президенты). «Это — любимая вещь депутата» (микрофон). «Тот, который всегда побеждает, если он русский, а если нет — побеждают его» (генерал). Как вы из них такое вытягиваете? Выдаете вундеркиндов за обычных ребятишек?
— Чего нет, того нет. Приглашаем рядовые детсады, идем в рядовые школы. Куда пустят.
Принцип передачи: дать ребенку слово и позволить быть самим собой, не сюсюкать с ним, быть на равных.
— Иначе быть не может. Но снимаем в режиме прямого эфира. Вот вы спрашивали об атмосфере. Если игра началась, то не прерывается. Иначе эта самая атмосфера, азарт — все невосстановимо разрушится.
— Мысль об издании книги не возникала?
— Давно ее лелеем. Уже и представляем себе такую книгу — иллюстрированную тоже детьми, яркую, неожиданную. Но кто возьмется?