February 5, 2023

КНДР отказалась соблюдать Договор о нераспространении ядерного оружия


Георгий СТЕПАНОВ, «Известия»


Правительство Северной Кореи приняло решение о расторжении в одностороннем порядке Договора о нераспространении ядерного оружия. Об этом было объявлено в пятницу в специальном коммюнике.

Комментируя эту сенсационную новость, информационные агентства приводят слова из заявления правительства КНДР: «Силы, враждебные Северной Корее, и некоторые официальные лица из секретариата МАГАТЭ используют этот договор для посягательства на суверенитет КНДР — неядерного государства и удушения социализма... КНДР не желает быть в плену соглашения, которое не оправдало ее надежд на ускорение вывода из Южной Кореи американского ядерного оружия...»

Как известно, в феврале Пхеньян ответил резким отказом на просьбу Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) посетить два объекта, связанных, по утверждениям западных разведслужб, с ядерной программой. Согласно выводам доклада, подготовленного в марте МИД Японии, у КНДР есть все возможности получить от 16 до 24 килограммов плутония, достаточных для производства атомной бомбы.

За несколько дней до того, как КНДР заявила о своем решении, приказом главнокомандующего Ким Чен Ира страна была приведена в состояние «полувоенного положения» в ответ на американо-южнокорейские учения «Тим смирит», которые в Пхеньяне назвали «репетицией ядерной войны, нацеленной на нанесение внезапного превентивного удара против КНДР». Обстановка в Северной Корее была искусственно накалена.

Как сообщил из Китая собственный корреспондент «Известий» Владимир Скосырев, это отразилось и на пресс-конференции, устроенной северокорейским послом в Пекине. Тон его речи был то воинственным, то истерическим. На вопрос нашего корреспондента о ядерной программе КНДР дипломат ответил словами, как передает В. Скосырев, которые «невозможно повторить в приличном обществе».

Еще совсем недавно многим экспертам казалось, что угроза создания атомной бомбы в Северной Корее значительно уменьшилась. Ведь Пхеньян, после долгих лет противостояния с МАГАТЭ, согласился-таки в прошлом году поставить свои ядерные объекты под международный контроль. Тревога вновь возникла после того, как инспектора МАГАТЭ взяли образцы небольшого количества плутония, произведенного в КНДР. Их анализ позволил сделать вывод: Северная Корея имеет больше плутония, чем она утверждает.

В российском МИД «Известиям» сообщили, что текст северо-корейского коммюнике внимательно изучается, и официальная реакция Москвы последует позже. «Это беспрецедентный, тревожный и опасный шаг, ни одна страна до сих пор не выходила из договора. Мы рассчитываем, что северокорейская сторона пересмотрит свое решение», — сказал в конфиденциальной беседе высокопоставленный российский дипломат. Как можно заключить из его слов, недовольство России будет выражено в весьма резкой форме.

«Известия» 13 марта 1993 года