February 4, 2023

Съезд отвергает компромисс с президентом и берет курс на конфронтацию


Александра ЛУГОВСКАЯ, Сергей ЧУГАЕВ, «Известия»


Главным итогом утреннего заседания VIII внеочередного съезда народных депутатов, который начал свою работу в Кремле 10 марта, стало утверждение повестки дня. К концу ее обсуждения повестка достаточно серьезно изменилась по сравнению с первоначально предложенным вариантом Верховного Совета.

Вопрос, который, как предполагалось, должен был стать главной темой съезда — о судьбе референдума — был по инициативе группы депутатов-коммунистов заменен. Большинством голосов вместо него съезд решил вообще обсудить, как выполняется известное постановление VII съезда от 12 декабря прошлого года о стабилизации конституционного строя. Таким образом, вместо решения одной конкретной проблемы предпочтение отдано потенциально бурной и долгой дискуссии, в ходе которой запрограммировано очередное выяснение отношений между двумя высшими ветвями власти.

Съезд также оставил без изменения предложение рассмотреть вопрос о соблюдении Конституции высшими органами государственной власти и должностными лицами. В повестку дня дополнительно включены сообщения премьер-министра В. Черномырдина и председателя Центрального банка России В. Геращенко о состоянии экономики и финансов в стране.

10 марта. Большой Кремлевский дворец. Фото Ю. ИНЯКИНА и С. СМИРНОВА.

В целом повестка дня выглядит достаточно конфронтационно. Многочисленные предложения депутатов сделать главным предметом обсуждения на съезде не очередное выяснение отношений, а поиск согласия, поиск путей конструктивного взаимодействия властей не получил поддержки большинства. В итоге и президент вынужден был снять свое предложение: заменить все вопросы повестки дня одним — о взаимодействии властей для преодоления кризиса и путях достижения согласия. По мнению выступившего от имени президента вице-премьера правительства России С. Шахрая, это предложение позволило бы съезду уйти от потенциальной склоки — ведь стороны всегда найдут, в чем обвинить друг друга, в то время как сегодня следует искать согласия. Кроме того, рассматривая вопрос о соблюдении Конституции высшими органами государственной власти, съезд оказывается судьей в собственном деле.

Однако председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов поставил письменное предложение президента в пакет с устными предложениями депутатов после того, как съезд одобрил в основном вариант повестки, предложенной Верховным Советом. Таким образом, есть основание для вывода о том, что съезд пока настроен не столько на достижение согласия между высшими властями, сколько на продолжение выяснения отношений.

В достаточно резком духе оказалось выдержано и вступительное слово спикера парламента, председательствующего на съезде. Призвав съезд к достижению согласия, но исключительно на конституционной основе, Р. Хасбулатов заявил, что сегодня экономика приносится в жертву политическим интригам, и обвинил своих оппонентов в том, что они считают исчерпанными возможности осуществления реформ конституционно-демократическими методами, а также в том, что они прямо пытались вовлечь в свои дела армию и МВД.

Вместе с тем итоги первых голосований показывают, что, несмотря на свое преимущество, антипрезидентское большинство съезда пока недостаточно велико для того, чтобы принимать наиболее серьезные решения. Конституционного большинства оппозиция, похоже, не имеет. Так, предложение депутата М. Астафьева обратиться в Конституционный суд с тем, чтобы тот дал оценку заявлениям президента, в которых, по мнению депутата, звучит отказ соблюдать Конституцию (М. Астафьев назвал это первой стадией процесса импичмента), было поддержано 418 депутатами, против проголосовали 341. Предложение было отклонено. Примерно такой же баланс между сторонниками президента и его противниками сохранялся и в других случаях. Если, ситуация не изменится, то вряд ли следует ожидать, что на съезде могут быть приняты решения, серьезно меняющие отношения в высших эшелонах российской власти.

От имени Совета глав республик и администрации выступил А. Галазов, председатель Верховного Совета Северной Осетии, огласивший текст обращения к съезду о референдуме. Отметив, что формирование государственной власти не осуществляется из-за отсутствия механизма действия Федеративного договора, он предложил создать комиссию для подготовки проекта закона о принципах и механизме реализации Федеративного договора. Совет глав республик предлагает также объявить мораторий на 1993—1994 гг. на изменение полномочий всех властей и проведение выборов, а также призывает воздержаться от внесения ими изменений в действующую Конституцию.

В. Новиков, председатель Красноярского краевого Совета, обратился к съезду с предложением об отмене референдума.

С большим докладом по первому вопросу выступил на съезде первый заместитель председателя ВС Н. Рябов. Большая часть его выступления была посвящена нападкам на президента. Назвав Б. Ельцина «высшим чиновником», он настаивал на разграничении таких понятий, как «глава государства» и «глава исполнительной власти». Он отметил, что на VII съезде полномочия президента были значительно расширены, в то время как парламента, напротив, урезаны.

Н. Рябов назвал решение VII съезда о проведении референдума «не до конца взвешенным, а точнее ошибочным». Нынешний съезд, по его словам, не против референдума, а «против его вероятных негативных последствий». Иные же формы опроса, в том числе и предполагаемого плебисцита, он назвал «не предусмотренными законодательно». Докладчик подчеркнул, что действующая Конституция — это и есть формальный, на законодательном уровне компромисс между ветвями власти, а иные не нужны.

В конце доклада прозвучали следующие предложения о «соглашении властей»: ВС и президент принимают обязательство не нарушать закрепленный в Конституции статус властей.

Провести весной 1994 года новые выборы президента и парламента на основе нового закона о выборах и высших органах власти.

Соглашение о стабилизации конституционного строя, принятое VII съездом, утрачивает силу.

«Выдержанным в жестком конфронтационном Духе» назвал пресс-секретарь президента РФ Вячеслав Костиков сегодняшний доклад Рябова. По мнению Вячеслава Костикова, первые часы съезда свидетельствуют о том, что усилиями консервативной части Президиума Верховного Совета «поле для взаимодействия сужается». Тем не менее президент рассчитывает, что дополнительные инициативы, которые он намерен вынести на съезд, «отрезвят депутатов и здравый смысл возобладает».

«Известия» 11 марта 1993 года