Кончай референдурить, весна на дворе!
В проведении референдума по Конституции не вижу никакого смысла по целому ряду причин. Первое: к апрелю мало кто сможет прочесть проект новой Конституции, так как сейчас далеко не каждый выписывает центральные газеты, а в киосках «Союзпечати» торгуют водкой, сигаретами и жвачкой. Второе: новая Конституция (следуя порочным традициям нашего законодательства) тут же начнет обрастать дополнениями, изменениями, включениями, так что вскоре и сами граждане не узнают в ней ту Конституцию, за которую голосовали. А посему референдум — пустая трата времени и денег…
Борис Николаевич! Скажите, чего Вы добиваетесь? Мы ведь тоже готовимся к референдуму и должны решить, кто «нужнее»: Президент или Съезд с Верховным Советом. А может, и не Съезд, и не Вы? А деловой Съезд и демократичный Президент, работающие в одной связке? Народу надоели ваши стычки. Драчуны не способны ни управлять, ни созидать, ни защищать. Да, наш парламент иногда трудно назвать «нашим». Порой он принимает решения, раздражающие народ. Но именно мы избрали парламентариев, и, хотят Ваши советники или нет, они, и только они, как в зеркале, отражают дух народа, его миропонимание, уж какое есть…
Гордость и любовь к трудной судьбе Родины — вот что нужно развивать у россиян. Мы знаем, что жители Татарстана поругивают своего президента и Верховный Совет, но они же и ценят их за дружную и целенаправленную работу. А россияне? Не обречены же они стоять на задворках истории и подобострастно таскать в зубах сырье для более удачливых народов!
Группа инженеров из Татарстана (всего десять подписей).
Непонятно, зачем нужен референдум? Думается, его подлинные мотивы — это неудовлетворенные амбиции наших политиков, а результатом будет усиление раздробленности России.
Допекла нас информация о расходах на референдум: свыше 20 миллиардов рублей. И это при нашей нищете! Да отдайте эти деньги органам правопорядка! Ведь милиция криком кричит от бедности, а мы, законопослушные граждане, сидим и дрожим в своих квартирах.
Неужели у Президента нет службы информации, которая бы реально отражала, что думает и говорит народ? Неужели он верит этой «липе» на ТВ о результатах «опросов», которые «можно поддержать рублем», как это было в передаче «Общественное мнение». В очередях-то говорят совсем другое.
АНТОНКИНЫ, ЗВОЛЕВЫ, СЕРГЕЕВЫ, КОРШУНОВЫ, КАНДАЛОВЫ — все москвичи.
Когда человек тонет, его не спрашивают, какова его вера и что он мыслит о царстве небесном. Тонущего спасают. А наше руководство — Президент, Верховный Совет — вместо того чтобы начать работу, затеяли очередные политические игры — референдум. В России тонет не один человек — миллионы, и никому нет дела до них. Разруха, безвластие, хаос, преступность — а народные деньги снова на ветер. Надо спасать Россию, господа правители. И не кивайте друг на друга, кончайте дурить! Огромная вина лежит на всех нас поровну.
В настоящее время в Верховном Совете обсуждается бюджет страны на 1993 год, где должны быть выделены средства на российскую почту. Центральный комитет работников связи предлагает миллиардные средства, предусмотренные на проведение референдума, направить на вновь созданную «государеву» российскую почту, что будет куда полезнее и для государства, и для каждого гражданина.
Председатель ЦК профсоюза работников связи России
А. НАЗЕЙКИН.
Итак, в вопросе о референдуме читатели на редкость единодушны — сие действо сейчас не ко двору. Некоторые прямо спрашивают: не желание ли это властей переложить на плечи народа свои обязанности (а заодно и ответственность)? На первый взгляд, куда как демократично — пригласить народ в соавторы в законотворческом процессе. А на деле — представители двух ветвей власти, имеющие и зарплату выше средней, и должное социальное обеспечение (это молчаливо рассматривается в качестве компенсации за то, что у властей «голова о народе изболелась»), перекладывают на этот самый измученный и издерганный народ то, что именуется разработкой стратегии государственной политики.
А вот весна ни у кого не интересуется ни стратегией, ни тактикой своего наступления. Приближается себе с каждым днем. Мы видим только приметы этого приближения: дни светлее стали, птицы прилетели… Вот так, как отлаженные часы, и должен работать государственный механизм, когда народ не замечает процесса, а видит лишь результаты. Так что пора «кончать дурить», как призвал один из читателей и волей-неволей родил каламбур: «кончай референдурить».