January 5, 2023

Зачем нужен референдум


Владимир ШУМЕЙКО, первый заместитель председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации


Исторический путь развития России как государства начиная с октября 1917 года убеждает: спецификой советского типа государственной власти является ее полная концентрация в каком-нибудь одном политическом институте. Так, в бывшем Советском Союзе вся реальная власть после очень недолгого «царствования» Советов была передана, и долгие годы принадлежала коммунистической партии.

К сожалению, народные депутаты России, а вместе с ними и депутаты других ступеней Советов, приложив в недавнее время немало усилий для ликвидации КПСС как властной структуры, вернулись туда, откуда ушли. Седьмой съезд народных депутатов России практически завершил работу по концентрации власти в политическом институте — съезде народных депутатов. Одна из принятых съездом поправок к действующей Конституции гласит: «Высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, который правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации».

Иными словами, съезд стал одновременно законодательным, исполнительным и судебным органом, наделенным правами заниматься не только законодательной, но также исполнительно-распорядительной и судебной деятельностью. К исключительному ведению съезда относится теперь и отмена указов и распоряжений президента Российской Федерации, хотя в Конституции ничего не говорится о необходимых основаниях и процедуре такой отмены. Такими же полномочиями всевластия наделен и постоянный орган съезда — Верховный Совет Российской Федерации. Например, в соответствии со статьей 109 Конституции Верховный Совет получил на первый взгляд нормальное право «регулярно заслушивать отчеты избираемых им органов». Однако в перечень таких органов попадают и Верховный, и Высший арбитражный суды Российской Федерации, краевые и областные суды: теперь они, ни от кого не зависящие при отправлении правосудия, должны отчитываться перед законодательным органом.

Мало того: Верховный Совет «устанавливает порядок организации и деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти...»

Благодаря принятым съездом поправкам Верховный Совет приобрел право «приостанавливать действие указов и распоряжений президента Российской Федерации, отменять постановления и распоряжения Советов Министров республик в составе Российской Федерации в случае их несоответствия законам Российской Федерации». Нетрудно увидеть, что это является прямым вмешательством в компетенцию исполнительной власти и вступает в прямое противоречие с целым рядом статей Конституции. Так, в соответствии со статьей 107 Конституции «Верховный Совет Российской Федерации — постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган~ государственной власти Российской Федерации», между тем как, согласно статье 3 Конституции, в системе государственной власти в Российской Федерации никаких распорядительных и контрольных органов не указано.

Попытки народных депутатов наделить себя дополнительными властными полномочиями иногда выглядят даже смешными. Так, например, в соответствии с п. 26 ст.109 Конституция Верховный Совет «решает Другие вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации, кроме тех, которые относятся к ведению съезда народных депутатов». Но, как уже говорилось выше, съезд вправе решить любой вопрос. Таким образом, получается, что любые вопросы, которые существуют в природе, решает законодательная власть. И если случайно со временем появится еще какой-нибудь вопрос, требующий решения, то он автоматически должен решаться только народными депутатами.

Словом, произведенная съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации монополизация государственной власти привела к резкому дисбалансу законодательной, исполнительной и судебной властей и обострила и без того сложную политическую обстановку. Строго говоря, с политико-юридической точки зрения произошел реальный конституционный переворот, ибо оказались подорванными определенные статьей 1 Конституции «незыблемые основы конституционного строя — народовластия и разделения властей».

Развитие событий после VII съезда народных депутатов показало, что дальнейшие демократические и экономические реформы в России больше невозможны без четкого взаимодействия всех ветвей власти. В результате расширенного заседания Правительства Российской Федерации 11 февраля 1993 года с участием руководителей республик, краев, областей и автономий Российской Федерации утвержден план действий Совета Министров — Правительства Российской Федерации по реализации экономических реформ в 1993 году. Планом этим предусматриваются меры по социальной защите населения, преодолению спада в производстве, финансовой стабилизации и укреплению рубля, поддержке сельских товаропроизводителей, укреплению российской государственности. От выполнения этих абсолютно конкретных мер сегодня в принципе зависит дальнейшее развитие Российского государства.

Однако если в самое ближайшее время не будет восстановлен баланс властей и у исполнительной власти не будет возможности для нормальной, плодотворной работы, все эти мероприятия так и останутся на бумаге.

Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, являясь по Конституции высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, последовательно предпринимает попытки конституционным, законным способом установить баланс законодательной, исполнительной и судебной властей. После переговоров с председателем Верховного Совета России Р. Хасбулатовым президент направил в Верховный Совет проект «Соглашения федеральных органов законодательной и исполнительной властей Российской Федерации по стабилизации конституционного строя на период до принятия новой Конституции Российской Федерации».

В третьем разделе проекта, в частности, говорится:

«1. Управление федеральным имуществом осуществляется правительством Российской Федерации. Упраздняются или передаются в систему исполнительной власти, либо переводятся в подчинение Правительства Российской Федерации находящиеся в ведении Верховного Совета ведомства и структуры, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции. В частности, упраздняется Российский фонд федерального имущества. Переводятся в систему исполнительной власти федеральные внебюджетные фонды. Переводятся в подчинение Правительства Российской Федерации, оставаясь подотчетными Верховному Совету Российской Федерации, Центральный Банк России, Внешэкономбанк и Внешторгбанк, Госкомстат России, Пенсионный фонд Российской Федерации. Руководители указанных ведомств вводятся в состав Правительства Российской Федерации.

2. Принятие кредитно-эмиссионных решений осуществляется Верховным Советом Российской Федерации только по согласованию с правительством Российской Федерации.

3. Гарантируются права граждан на местное самоуправление, обеспеченное материальными и финансовыми ресурсами, защищенное от произвольного вмешательства государства, его органов и должностных лиц».

Однако часть депутатов — членов Верховного Совета России подвергла эти конструктивные предложения резкой критике. Депутаты не хотят «никаких соглашений» с исполнительной властью и рассматривают предложения президента России только как «покушение» на свою власть.

Вот что пишет «Российская газета», официальный орган Верховного Совета Российской Федерации, по поводу вышеприведенного третьего раздела проекта соглашения: «В цивилизованном обществе при выяснении отношений таких решительных уступок принято требовать лишь от стороны, уже проигравшей либо заведомо слабейшей. Но ведь спор, то есть референдум, еще не состоялся. Не переоценивает ли президент свою популярность в народе и шансы на победу?» Как видно, даже на краю экономической пропасти народным депутатам все еще хочется воевать с президентом и исполнительной властью и одерживать победы.

У президента России остается одна возможность: в попытках найти согласие между ветвями власти вынести рассмотрение соглашения напрямую на съезд народных депутатов. Но не исключено — и это следует из заявлений председателя Верховного Совета Российской Федерации, других народных депутатов России, заявлений почти всех председателей краевых и областных Советов — съезд так же, как и Верховный Совет, отвергнет предложения президента России. Останется один законный выход: в соответствии со ст. 5 Конституции обратиться напрямую к народу и вынести вопрос о дальнейшем развитии демократических преобразований на всенародное обсуждение. Только многонациональный народ Российской Федерации сегодня может определить ход дальнейшего развития государства.

Я не верю представителям тех партий и движений, которые говорят, что народу сегодня референдум не нужен. Нужен, уважаемые господа, а также все их товарищи. Нужен! И это показывают потоки писем, приходящих в адрес президента и Комиссии по подготовке референдума. В абсолютном большинстве этих писем так или иначе называются три вопроса, которые, по мнению их авторов, нужно вынести на референдум. В обобщенном виде они сводятся к невозможности и дальше сохранять съезд народных депутатов как высший орган государственной власти, к необходимости принятия новой Конституции законодательным собранием, представляющим весь многонациональный народ Российской Федерации, и к необходимости включить в новую Конституцию безусловное право каждого российского гражданина распоряжаться, владеть и пользоваться землей.

«Известия» 27 февраля 1993 года