Новый европейский аэробус побывал в небе Москвы
24 февраля самый большой в мире аэробус А-340, который возвращался из Якутска, где проходил испытания на сибирские морозы, совершил демонстрационный полет в московском аэропорту Шереметьево-1.
В настоящее время пассажирская эксплуатация А-340 еще не началась, хотя две первые машины приобретены авиакомпаниями «Люфтганза» и «Эр-Франс». В Москве демонстрационный полет, на который были приглашены ведущие российские авиаконструкторы, выполнялся на третьей из всех построенных машин А-340.
Интерес к самолету объясним: эта машина означает переход к новому качеству авиации. С 300 пассажирами на борту и полной загрузкой А-340 способен продержаться в воздухе 19 часов и преодолеть без посадки 14 300 километров. Расход топлива, экологические требования, удобства пассажиров — все существенно выше, чем в самолетах, считающихся сегодня лучшими в гражданской авиации.
Но самое удивительное — это отсутствие на А-340 штурвала. На пульте управления в кабине пилота — лишь кнопки. Уровень электроники характеризуется тем, что с огромным лайнером справляется экипаж всего из двух человек. Российские пилоты Бирюков и Эксузян после полета сказали корреспонденту «Известий», что А-340 — это лучшая машина, на которой они когда-либо поднимались в воздух. В свою очередь, директор ЦИАМа профессор Д. Огородников отметил: к работе двигателя какие-либо претензии предъявить тоже невозможно.
Руководство концерна «Аэробус-индастри» предлагает России приобрести новый самолет. Другой вариант — взять его в лизинг, как уже сделано с А-310. Что бы ни говорили некоторые наши авиастроители о том, что подобные сделки противоречат интересам отечественной промышленности и отбирают у нее заказы, не надо забывать: всего 5 машин А-310 приносят «Аэрофлоту» 15 процентов всей его валютной выручки. По словам коммерческого и финансового директора компании «Российские международные авиалинии» В. Дорошева, в последнее время на некоторых рейсах иностранные пассажиры устраивали скандалы, едва не до забастовки, отказываясь лететь на наших машинах и требуя А-310.
Самое страшное, что может произойти в гражданской авиации, — это вытеснение России с мирового рынка пассажирских перевозок. В 1995 году ИКАО предполагает ввести повышенные требования к пассажирским самолетам, которые многие наши машины не выдержат. В такой ситуации приобретение зарубежной техники становится едва ли не единственным выходом из положения. Окажутся ли эти меры временными, зависит от самой авиапромышленности, которая, получив сильного конкурента, может использовать этот стимул для создания современных пассажирских самолетов.