Приватизация продолжается. Но теперь уже без программы
Отложенные на неделю парламентские обсуждения по программе приватизации на 1993 год 24 февраля были окончательно сняты с повестки дня сессии. На неопределенный срок.
Поводом для этого послужило письмо Президента в Верховный Совет, в котором он ссылается на пожелания депутатов доработать программу, увеличив права регионов с учетом Федеративного договора. На предварительных слушаниях в комитетах и комиссиях Верховного Совета основные споры были вызваны как раз несоответствием программы Закону о местном самоуправлении и Федеративному договору, что центральные органы практически берут на себя все права распоряжения региональной собственностью.
Авторы программы со свойственной им невозмутимостью отметали все эти замечания и претензии как несущественные. Хотя, по выражению одного из экспертов, программу-92, как и проект программы-93, если бы она была принята в предложенном виде, можно было бы опротестовать в Конституционном суде.
Не менее существенной проблемой, о чем не указано в письме Президента, станут «доходы» от приватизации. Цифры, оглашаемые авторами программы, не находят подтверждения у многочисленных экспертов. В частности, у Высшего экономического совета при Президиуме парламента, о чем «Российская газета» уже писала.
Не случайно на Совете Республики парламента было предложено еще раз проанализировать объемы доходов от приватизации и внести уточнение в бюджетное послание на 1993 год. Вполне вероятно, что опасение экспертов Фонда федерального имущества, что на ваучерную приватизацию придется изыскивать бюджетные средства, подтвердится. Речь идет о сумме в 16 триллионов рублей, которые станут еще одним мощным инфляционным стимулом.
Замечания премьер-министра, высказанные на совещании глав правительств и председателей комитетов по управлению госимуществом республик в составе России, дают основание полагать, что будут сделаны попытки перевести процесс приватизации в управляемое русло. Виктор Черномырдин назвал недопустимым падение производства при смене формы собственности, высказался за создание эффективного механизма госуправления всеми видами собственности как государственной, так и частной. Это может означать по меньшей мере смену приоритетов в программе приватизации-93, которая своей единственной целью ставила раздачу собственности.